Главное Темы 30 июня 2022 10:00

«Мотославль»: о технике с любовью

«Ижи» и «Восходы», «Явы» и «Чезеты» — в Рыбинске начались экскурсии по музею уникальной техники

Гостям показывают двухколесные раритеты: породистых трофейных «немцев»,  велосипед-солдат с миной, кумачовый мотоцикл к 100-летию Ленина, мопед «как у Электроника» и еще много агрегатов с историей.

— Официально музей еще не открыт, но нам же не терпится, — экскурсовод Анастасия Макарова приглашает войти первую группу посетителей.

На входе нас встречает мопед, который будущий основатель «Мотославля» Александр Путненко приобрел еще подростком. Сдавал металлолом, копил – наконец, мечта сбылась.  Врум-врум, и вот он уже мчит на своих «Карпатах». По дороге мопед заглох, так что до дома пришлось тащить его на себе.

Однако любовь к технике не заглохла. Мопед положил начало богатой коллекции уникальной техники. Одних только механических игрушек у Путненко 10 тысяч. Но пока в «Мотославле» для гостей открыт только один зал. Здесь плотно припаркованы велосипеды, мопеды и мотоциклы, отечественные и зарубежные – всего 27 единиц. Зато какие!

Самые раритетные из них помнят еще Вторую мировую. Это немецкая трофейная техника.

На войне даже безобидный, на первый взгляд, велосипед превращался в опасную боевую машину.

— У этого велосипеда есть держатели для винтовки, мины. Он, по всей видимости, повидал многое и побывал в передрягах. Педали у него были утрачены и заново сделаны из ящиков для боеприпасов, – обращает внимание Анастасия на суровый военный кастомайзинг.

В вермахте было много велобригад. Своих железных коней у рейха не хватало, потому во всех странах, которые оккупировала Германия, велосипеды отбирали у населения.

— До сих пор голландцы на матчах с Германией кричат: «Верните наши велосипеды!» – продолжает экскурсовод.

Эхо войны – легкий мотоцикл фирмы DKW, на таком чаще всего ездили разведчики и связисты. Тоже трофейный. Из Берлина до Архангельска он добирался своим ходом.

После 1945 года немецкие заводы, поставлявшие вооружение вермахту, подлежали демонтажу. Техническая документация и оборудование были вывезены союзниками. Из побежденной Германии в Союз были доставлены и немецкие инженеры. Так на советских заводах стали собирать первые копии «немцев» – «Москву» и «Ковровец». «Макаки», как окрестили их в народе, быстро стали самой тиражируемой двухколесной техникой. Их выпускали еще в 16 странах по всему миру.

В советское время цвет мотоцикла, помимо дизайнерских задач, выполнял еще и символическую функцию.

— Красный или бордовый – часто сигнал того, что это юбилейная серия или наградной экземпляр. Красный «Восход» 1970 года – огромная редкость. Таких было произведено всего 100 штук – к столетию Ленина, – говорит экскурсовод. – А вот наградной мотоцикл – красную «Яву» – за особые заслуги получил известный московский оператор Олег Лебедев и всю жизнь дорогой подарок хранил у себя в квартире.

Еще один оригинальный байк – спортивная «Ява». На спирту и без тормозов. Объема бака хватало ровно на четыре круга трассы. Рядом с ним — шина с адскими шипами для гонок на льду. В мировой практике были прецеденты, когда спортсмены погибали, попав под колеса такого зубастого чудовища.

Голубая мечта любого пионера – мопед «Верховина» Львовского мотоциклетного завода. Помните, как гонял на нем Электроник? Сейчас в «Мотославле» разрешают только смотреть на экспонаты. Нельзя вдарить по кикстартеру и в клубах сизого дыма почувствовать тот самый запах от двухтактного мотора, сгоревшего бензина вперемешку с маслом. А жаль. Для многих рожденных в СССР – это такое персональное «назад в детство».

Первые посетители «Мотославля», вволю поностальгировав, делились своими идеями, как сделать экскурсии интересней. Например, включить интерактив: «Дайте нам мотор и ведро с болтами – с удовольствием соберем». Вариант приобщения к гаражному творчеству создатели музея, кажется, уже предусмотрели. В будущем они хотят пригласить гостей в мастерскую «Папин гараж», где и восстанавливается техника с историей.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме