Сегодня ковры Тюлиной «живут» в городах России, Новой Зеландии, американской Пенсильвании.
Для того чтобы оставить надоевшую, но надежную работу, и уйти в свободное плавание, нужна определенная смелость. Так сложилось, что Елена долгое время работала на себя – увлеченно занималась предпринимательством, руководила собственным продовольственным магазином. При этом успевала воспитывать четырех детей.
Но однажды магазин пришлось закрыть и задуматься, как дальше зарабатывать на жизнь. Поработав рядовым продавцом, она поняла, что хочет чего-то другого, более интересного. Ну, и сказалась привычка быть самой себе хозяйкой.
— Будучи подростками, мы с подругами мечтали стать независимыми. Уже тогда я хотела ткать коврики – таким рукоделием занималась моя бабушка. У всех родственников и знакомых были ее чудесные работы, — рассказывает Елена.
Бабушкины советы пригодились спустя двадцать лет. Сначала мастерица начала вышивать ковры специальной иглой, но быстро поняла, что так работать слишком долго – на создание одного коврика уходил месяц.
Регулярно она заходила на сайты хенд-мейда и однажды наткнулась на мастера, который ткал ковры тафтинговым пистолетом. Это «оружие» делает стежки пучками пряжи (английское слово «tuft» переводится на русский как «пучок»), в итоге на основе ковра получается мягкий пушистый ворс. Такой же инструмент через интернет приобрела и Елена.
— С пистолетом дело идет гораздо быстрее. Коврик метр на метр можно сделать за неделю, — говорит рукодельница.
Свой пистолет она бережет, ведь инструменты для ковроткачества до недавнего времени были большой редкостью. Многое приходится заказывать в интернете. Например, ткань основы. Обычная канва для тафтинговых ковров не подходит — слишком плотная.
— Экспериментируя с основой, даже большие полиэтиленовые мешки для строительного мусора пробовала использовать. Они идеально подходят для тафтинга, но есть нюанс: вещи ручной работы предполагают натуральность, да и коврики на такой пленке не так хороши, — объясняет Елена.
Сейчас она ткет на бреккерной хлопчатобумажной технической ткани для промышленных фильтров.
Вот с чем не возникает проблем, так это с пряжей. Для ковров мастер покупает акриловую «Пехорку» или нитки с добавлением шерсти. Акрил гипоаллергенен, но с натуральной пряжей мастерица любит работать больше. Рисунок полушерстяными нитками после стрижки (для этой процедуры у Лены есть современная очень тяжелая машинка) и стирки получается более красивым, аккуратным.
— Ниток нужно много. На ковер размером метр на метр уходит почти пять километров пряжи. Так как я делаю цветные ковры с орнаментом, часто появляется необходимость подобрать несколько оттенков, что тоже добавляет сложности работе, — рассказывает мастер.
Лена признается, продать такие ковры трудно. Отечественные любители хенд-мейда, потенциальные заказчики удивляются цене.
Но попробуй-ка соткать ковер, приклеить на основу, подстричь так, чтобы ворс лежал гладко, не топорщился, выстирать, просушить правильно, чтобы изделие не перекосило. С готовым ковром приходится возиться как минимум неделю – довести до ума, выдернуть пинцетом все лишние ворсинки. Это кропотливый труд. Его цену пока больше понимают иностранные покупатели. Лена продала несколько ковриков в Новую Зеландию, американскую Пенсильванию. Из-за военных действий посылки добирались до покупателей с задержкой. Но люди терпеливо ждали свои коврики.
Рукодельница ищет любые возможности, чтобы «показать товар лицом», – представляет его в социальных сетях, ее работы можно встретить на крупных порталах и ресурсах.
Яркие сочные ягоды, герои мультиков, абстракции – орнаменты Лениных ковров самые разные. В основном коврики нравятся молодежи, поэтому и узоры необычные. Классических роз и турецких огурцов, нежно любимых представителями старшего поколения, мастеру пока не доводилось ткать.
— Обычно у человека уже есть идея, какой ковер он хочет. Мы обговариваем детали. Готовую картинку переношу на основу, а дальше – дело техники, — рассказывает Елена.
Иногда заказы покупателей помогают узнавать новое. Как-то мастеру довелось ткать однотонный коврик с надписью «Солана».
— Думаю – что за «солана»? Оказалось, это название криптовалюты. Деловой партнер на доходы от криптовалюты построил дом, и коврик стал подарком друзей на новоселье, — смеется рукодельница.
А с одним из самых необычных ковров «КуарКОТ» вышла мистическая история. Женщине нужен был квадратный ковер с рисунком в виде QR-кода с черными котами вместо пиктограмм. Когда ковер уже был соткан, у Елены закончился клей ПВА, которым она проклеила часть основы. А от нового, другой марки, на красивом белом ворсе проступили желтые разводы. Химчистка не справилась с пятнами, и ковер пришлось переделывать заново. Но и второй раз черные коты «напакостили» – из-за путаницы с эскизами коврик получился зеркальным. В общем, коврик все еще в работе, но его терпеливо ждут любители котов и электронных платежей.
По-настоящему оригинальной работой стал коврик с клоуном Пенивайзом из знаменитого кинговского «Оно» и Стьюи Гриффином. Его попросила сделать в подарок девушка из Нижнего Тагила. «Совместить» двух ярких персонажей помогла художница Алиса Фрай, с которой Лена познакомилась в группе художников в соцсетях. Она придумала оригинальный рисунок, который наша ткачиха перенесла на полотно.
Художник и рукодельница пока присматриваются друг к другу, но, возможно, будут и дальше плодотворно сотрудничать. По крайней мере, планируют вместе готовиться к художественной выставке в Германии.
— Выставка называется «Все, что ты хочешь, уже есть у тебя». Ее организует художница Анастасия Стрижкова. Она проводит выставки постоянно, в том числе в России. Мне давно хотелось в них поучаствовать, но все не решалась – не было по-настоящему авторских оригинальных работ. Все же стандартные коврики для мероприятий международного уровня не подходят. Для выставки мы с Алисой хотим сделать пентаптих – пять ковров, объединенных одной тематикой, точнее героиней – молодой девушкой, которая мечтает, потом встречает свою любовь, — делится планами Елена.
Участвовать в масштабных творческих проектах ей уже доводилось. Весной этого года мастерица делала фантастически красивый коврик для самого Славы Полунина, точнее для его выставки в московском Манеже «Воздушные замки Славы Полунина».
— Сама ездила в Сергиев-Посад, где собирались декорации. Это было нечто. Представьте несколько огромных павильонов, оформленных в разных стилях с большой фантазией. Мне запомнилась декорация с множеством чемоданов с красивыми вещами. Складывалось впечатление, будто театр отправляется на гастроли, — вспоминает Елена.
Ее коврик – болото с кочками – стал частью декоративной мозаики, на фоне которой жили фантазийные персонажи.
Лена соткала ковер-логотип для рыбинской школы программирования «Алгоритмика», ее коврики с героями советских мультиков вручали победителям молодежной игры по правилам оказания первой медицинской помощи «SOS».
Мастер берется за любую работу, рассматривает все предложения. Ей пишут другие тафтеры, спрашивают, советуются.
— Интерес к изготовлению тафтинговых ковров растет. Мне это нравится. Мы учимся друг у друга, смотрим, кто что придумал, как сделал. Очень приятно ощущать такую общность интересов, — говорит Елена.
Она мечтает о собственной мастерской, присматривает подходящее помещение недалеко от дома. Похоже, что детская мечта стала для нее реальностью всерьез и надолго.
Тафтинг сочетает в себе черты вышивки, ковроделия и даже рисования, только вместо холста у мастера – полотно ткани, а кисти с красками заменяют нитки и специальные приборы. Набивными узорами украшали одежду еще в средние века – в то время мастерицы так делали небольшие рисунки на одежде и создавали панно. Потом этот способ был адаптирован для ковроделия