Главное Темы 6 июля 2022

«Музыкальный фон Рыбинска еще не родился»

Музей-мастерская фортепиано Алексея Ставицкого продолжает пополняться новыми бесценными экземплярами

Недавно в музее появилось пианино Блютнер, подаренное семьей известного пианиста, народного артиста РСФСР Дмитрия Башкирова.

Алексей Ставицкий говорит, что все это – новые инструменты с историей, концерты – необходимо, чтобы Рыбинск «зазвучал», чтобы у города появился свой музыкальный стиль, непременно хороший, классический, чтобы музыка вновь начала воспитывать хороший вкус.

Вторая жизнь как по нотам

Лето – традиционно время затишья. Но только не в музее фортепиано. В ближайшее время здесь состоятся джазовый концерт, вечер классической музыки. Темные венские стулья стоят строгими рядами в ожидании слушателей. А на входе в музей их встретят два «новичка» — рояль Эрар (Sebastien Erard) и пианино Bluthner. Оба уникальны в своем роде.

— Рояль – ровесник  Спасо-Преображенского собора, – рассказывает Алексей Ставицкий. – Это не просто исторический факт. Здорово, когда люди, особенно подрастающее поколение, видят вещи, которые стали свидетелями той или иной эпохи. Одно дело собор – большой монументальный, но для детей, в силу возраста, не совсем понятный, другое – вещь, созданная в одно с ним время. Старинный рояль можно потрогать, на нем можно играть.

Причем не просто играть, а слышать звуки такими, какими его слышали наши прапрабабушки и прапрадедушки. Erard, привезенный в музей-мастерскую, аутентичен. В нем только три «неродные» струны, которые были заменены за всю историю его существования.

Пианино Bluthner – семейное сокровище семьи известного пианиста, народного артиста РСФСР Дмитрия Башкирова. Его имя знают и уважают все ценители классической музыки. Но, как часто бывает, инструменты, на которых долго музицировали, стареют, требуют тщательного ухода, а у родственников музыкантов нет возможности уделять им достаточно внимания. Неудивительно, что такие рояли попадают к Алексею Ставицкому, у которого много друзей в музыкальном мире, который знает и умеет настраивать, ухаживать, восстанавливать старинные рояли и пианино.

Таких экспонатов в музее фортепиано немало. К примеру, рояль J.L. Duysen, принадлежавший еще одному выдающемуся пианисту, педагогу Московской консерватории Льву Наумову. На домашнем инструменте играли все его ученики.

— Рояль попал мне в руки в очень плохом состоянии. Я восстановил его, чтобы сохранить память об учителе, знаменитом музыканте. Есть идея отвезти этот инструмент в Ростов, откуда пианист родом. Организовать там  фестиваль, посвященный Льву Наумову. Его инструмент мог бы стать отправной точкой крупного культурного мероприятия, – рассказывает мастер.

С виду простое и менее вычурное пианино C.M.Shroder необъяснимым образом притягивает к себе внимание. Может быть, из-за темно-красного цвета, приятной глазу матовой полировки?

Инструмент имеет свою тайну, интригует Ставицкий. Дело в том, что императорская  фабрика «Шредер» производила пианино до начала 1920-х годов, потом ее захлестнул ветер революционных перемен, и в итоге на ее площадях появился «Красный Октябрь». Странно, что старое название выгравировано на инструменте, который был создан примерно в 1929 году. Причем если раньше логотип представлял собой латунную вставку в дерево крышки (почти ювелирная работа), то здесь он словно вырезан тонкой стамеской.

Непонятно и происхождение заводского серийного номера инструмента. Под крышкой читаем «43073», между тем официально серийные номера последних «Шредеров» закончились на 32000.

— Есть ощущение, что пианино делали старые мастера императорской фабрики. Это было их последнее детище, словно память об ушедшей эпохе, они вложили в него душу. Почерк профессионалов высокого класса виден невооруженным глазом. Та же полировка выполнена просто изумительно, – говорит Алексей.

Буквально на днях он привез рояль «Беккер» из коллекции Петра Айду, пианиста, преподавателя Московской консерватории.

— Инструмент совершенно фантастический. В свое время на нем играли во дворцах Санкт-Петербурга или Москвы. Рояль 1840-х годов, один из первых «Беккеров» в России. Он в разбитом состоянии, но мы его все равно будем выставлять в музее, потому что он достоин всеобщего внимания, – продолжает мастер.

А еще Ставицкий обещает привезти в Рыбинск орган. Традиционно такие инструменты стоят в больших музыкальных залах с высокими потолками, занимают много места. Но этот старинный образец очень компактный, поэтому он хорошо разместится в музее.

— Кто будет на нем играть? Научим кого-нибудь из рыбинских музыкантов, нет проблем, – заверяет Алексей Ставицкий.

Музей изначально стал не просто хранилищем роялей и пианино. Здесь, на старинных инструментах, играют лучшие пианисты современности. Все благодаря личным знакомствам Алексея Ставицкого. Спустя почти три года с момента открытия музея он понимает, что его отъезд из Москвы в провинциальный Рыбинск был не зря. Столичные знакомые, которые отговаривали мастера от такого шага, теперь больше понимают его мотивы. Они просты и очевидны. В столице, где собраны музыкальные сливки, легче воспитывать хороший вкус. Кто будет этим заниматься в провинции? Только энтузиасты, единомышленники. Есть ли они в Рыбинске? Да.

Культурная сверхзадача

Экспонаты, концерты – лишь вершина айсберга. Сейчас, когда первый этап становления музея пройден, Алексей Ставицкий подводит предварительные итоги. В материальном плане уникальный проект продолжает держаться преимущественно на его плечах. Но большой плюс в том, что заинтересованные рыбинцы стараются помочь кто чем может. Так, один горожанин безвозмездно отдал в распоряжение музея склад. Музею нужны подобные помещения, чтобы хранить инструменты.

— Без качественной музыки хорошего образования не получишь. И есть две структуры, от которых зависит хороший музыкальный вкус общества, – государство и добровольцы. У нас все настолько ждут помощи государства, что забывают о том, что обычные граждане могут создавать культурные объекты, течения, проекты, – рассуждает Ставицкий.

Но проблема в том, что зачастую даже образованные люди, которые могли бы помочь, не понимают, зачем нужна хорошая живая классическая музыка – сейчас вокруг столько электроники!

Алексей считает достижением выстроенные отношения с местной властью:

— Сейчас можно говорить о некой консолидированной позиции по поводу музыкальной жизни Рыбинска. Это важно в наш визуализированный век. Первым делом мы смотрим на красивые картинки, только потом начинаем слушать. Неудивительно, что музыкальный фон города еще даже не родился.

Понимая, насколько велик сегодня разрыв между настоящей культурой и большинством людей, Ставицкий задумывается о том, чтобы распространять опыт создания музея в других городах.

— Созданное в Рыбинске музейно-культурное образовательное пространство можно распространить на новых территориях. Мы можем поставлять инструменты, меняться ими, приглашать ведущих музыкантов, – делится планами мастер.

На осень он уже запланировал продолжительный тур по музыкальным училищам Костромы, Ярославля, Шуи, Владимира, Иванова, Рыбинска с оригинальным роялем Константина Бальмонта. Пусть все сложится удачно.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме