Непростыми выдались последние полгода у троих студентов Рыбинского промышленно-экономического колледжа (РПЭК). Им приходилось совмещать сразу две учебы – основную и в цехе «ОДК-Сатурн».
После утренних занятий в колледже будущие автомеханики шли на завод и трудились по 4 часа. За это компания ежемесячно платила им стипендию – 13 тысяч рублей. В результате студенты получили квалификацию «слесарь-ремонтник 3 разряда» и приглашение на работу от предприятия.
Это первый выпуск проекта «ОДК-Сатурн», в ходе которого студенты колледжей получают рабочую профессию прямо в цехе под руководством опытного наставника.
— Раньше вторую профессию мог получить лишь взрослый. Теперь мы подключаем к обучению студентов – они приобретают нужные предприятию профессии. Для молодежи это возможность трудоустройства, для предприятия – кадровый потенциал, — говорит Александра Рыжакова, начальник отдела кадров предприятия.
Запустить проект заводчан заставила нужда: в компании острый дефицит слесарей-ремонтников техоборудования.
— Это одна из самых востребованных в Рыбинске рабочих профессий. Только в «ОДК-Сатурн» требуются 50 слесарей-ремонтников и электромонтеров. Однако учебные заведения области такие кадры не готовят, — поясняют на предприятии.
В «ОДК-Сатурн» решили восполнить пробел самостоятельно – провели встречи во всех колледжах Рыбинска, агитировали, прельщали стипендией. Но откликнулись лишь трое будущих автомехаников из РПЭКа.
— Колледж и «ОДК-Сатурн» – давние партнеры, мы работаем в плотной связке с 2006 года. Мы не могли не откликнуться, — говорит Ольга Бажанова, замдиректора по учебно-производственной работе РПЭК. – Но понимаю и тех, кто отказался. Совмещать учебу с работой крайне сложно, не каждый готов на такие усилия. Наш колледж сумел пойти своим учащимся навстречу: мы подстраивали под студентов учебный график, часть материала они проходили дистанционно.
Несмотря на трудности, в промышленно-экономическом колледже согласились поддержать проект «ОДК-Сатурн». У колледжа и предприятия немало точек соприкосновения. К примеру, заводская практика.
— Практика на предприятии – полезнейший опыт для наших учащихся, они знакомятся со спецификой жизни завода, с коллективом, с нормативами, по которым работает большое производство, — говорить Ольга Бажанова.
Еще важнее, что РПЭК готовит кадры по запросу компании, точечно закрывая потребности «ОДК-Сатурн».
— Мы готовим специалистов прицельно – заключаем с заводом договоры на обучение сварщиков, операторов станков с ЧПУ, электромонтеров. Готовим рабочего под конкретное место на «ОДК-Сатурн», под конкретный станок. А компания выплачивает надбавку к стипендии – до 2 тысяч рублей в месяц, в зависимости от успеваемости, — говорит замдиректора РПЭК.
Колледж даже вводит новые специальности, откликаясь на дефициты предприятия. В сентябре РПЭК открывает группы обучения профессии «контролер станочных и слесарных работ».
— В таких специалистах «ОДК-Сатурн» остро нуждается. Компания намерена выделять учащимся стимулирующие выплаты – до 5 тысяч рублей к стипендии. Всю практику ребята будут проходить только на «Сатурне». Их там очень ждут, — рассказывает Бажанова.
Однако рвутся ли подростки на завод? Гарантия трудоустройства, повышенная стипендия, интересная практика на одном из крупнейших предприятий региона – все это с трудом привлекает школьников. Так, набирая группы на специальность «контролер» – новую, неизвестную, – специалисты РПЭК потратили массу усилий.
— Мы развернули масштабную профориентационную кампанию, чтобы привлечь студентов на специальность «контролер». И не ограничились лишь беседами со школьниками. Мы обратились к их родителям, которые трудятся на заводе, – убеждали, объясняли, доказывали, — говорит замдиректора РПЭК.
Вот так непросто сегодня привлечь молодого человека на завод.
— Подростки вообще не настроены получать рабочую профессию. Ведь, как ни жаль это констатировать, сегодня молодые люди не считают труд на заводе престижным. И даже если мы откроем сейчас специальность «слесарь-ремонтник», учиться здесь будут очень немногие, — объясняет Ольга Бажанова.
Получается, на слесаря-ремонтника не учат, потому что эта профессия немодная? Предположим, что дело тут не только в непрестижности. Ежегодно из списков российских ССУЗов исчезают как неактуальные десятки профессий. Их убирают после аналитики: одни попросту устарели, как вышивальщица или сборщик обуви, другие настолько изменились, что требуемые навыки можно получить на краткосрочных курсах.
А третьи – слишком узконаправленные — вливаются в состав других профессий, более объемных. Так, теперь ветеринарный фельдшер будет без приставки «младший» — значит, более квалифицированный. А вместо простого парикмахера в ССУЗе подростку предложат поступить на «Технологию парикмахерского искусства». Предполагается, что рабочие профессии и дальше будут укрупняться, а квалификации — расширяться.
Возможно, это и есть путь слесаря-ремонтника? Стоит ли учить в классах колледжа человека, которому предстоит ремонтировать конкретные станки на конкретном участке завода? Ни в одном колледже не найдется столько нужного оборудования. Да и нужно ли учить его три года, если студент-автомеханик освоит эти навыки за полгода у опытного мастера прямо на предприятии.
Есть и еще одна составляющая престижа профессии – вопрос оплаты труда. Ведь если самая скучная работа будет хорошо оплачена, сюда придут люди. Однако, по словам заводчан, тот же слесарь-ремонтник получает порядка 25 тысяч рублей, тем более начинающий, с низким разрядом. Это подтверждают и объявления о наборе персонала на «ОДК-Сатурн» в интернете: там нижняя планка оплаты у слесаря-ремонтника еще меньше – от 19,5 тысячи рублей (объявление от февраля 2022 года).
Значит, дело все же в зарплате. На это указывал и глава региона Михаил Евраев во время визита в Рыбинск 7 июля, напомнив, что труд рабочих должен быть достойно оплачен. На вопрос сотрудника КБ «Луч», как поднять престиж рабочих технических специальностей, Евраев ответил: «Будет хорошая зарплата – будет приток специалистов. Это очевидно».
Иначе молодой автомеханик с дипломом устроится в нелегальный гараж. Или вовсе уедет из родного Рыбинска работать вахтовым методом. И все усилия педагогов РПЭК ни к чему не приведут.
Давайте ещё перечислите спецов по КИП и автоматике, электриков-ремонтников (а не тупых популярных монтажников), радиомехаников, наладчиков, инструментальщиков и десятки других специалистов, умеющих не только на клаву жать а работать руками и головой. Сейчас многие будущие мужья даже паять не умеют, не то что в авто свечу поменять или другое починить и колесо поменять. Позор нации.
Щас многие будущие мужья, которые знают с какой стороны у паяльника жало и как поменять масло в машине, при появлении на экране надписи «Нажмите любую клавишу» паникуют и бегут звать «программиста».
Что в 21 веке вообще позорно
Да, вбухать кучу денег и времени в подготовку специалистов, которые потом будут зарабатывать меньше, чем уборщик производственных помещений на том же предприятии — это по-нашему.
Это они себе будут меньше зарабатывать.) Чем меньше зарабатывает работник предприятия, тем больше, как правило, доходы владельцев этого предприятия.))