Мы уже стали привыкать к печатной сувенирной продукции с рыбинской тематикой. Можно без проблем найти открытки с фото города, репродукциями картин местных художников. Но вот гравюр, похоже, еще не было – отпечатанных вручную, с оригинальным рисунком.
В лаконичных паспарту – Спасо-Преображенский собор, пожарная каланча, Никольская часовня, часовня Югского подворья, Вознесенская церковь, паровоз с Вокзальной площади… Живые оттиски, хоть и сделаны с одной формы, несут в себе печать индивидуальности. Черно-белый «сердечный привет из Рыбинска» передает график Елена Корунд.
Елена – инженер-конструктор с дипломом РГАТУ. И увлечение искусством называет «просто хобби». Кажется, художница немного лукавит. За «просто хобби» стоит серьезная профессиональная подготовка, большой опыт и жгучее желание идти вперед. По словам девушки, всю свою сознательную жизнь она рисовала и увлекалась фотографией. За ее плечами – Рыбинская художественная школа (класс Ларисы Франчук) и московский Заочный народный университет искусств. Мастерству фотосъемки она училась в фотостудии при Рыбинском полиграфическом колледже, была одним из учредителей общественной некоммерческой организации «Фотографы Рыбинска». Ее работы отмечены профессиональным сообществом, Елена – финалистка российского конкурса The Best Of Russia.
— Я много экспериментировала с фотографическими техниками. Собственноручно собрала форматную камеру для съемки на кассеты с листовой пленкой. Практиковалась в технике дагерротипии, — рассказывает она.
Три года назад Елена Корунд решила заняться линогравюрой. Тогда она вряд ли помышляла, что новое увлечение захватит ее всерьез и надолго.
— Серия открыток-гравюр с видами Рыбинска получилась случайно, когда я работала в фотостудии «Кадр», — признается она. — Мой руководитель Юрий Владимирович Смирнов предложил придумать какой-то сувенир, который мог бы поместиться в маленькую рамочку. В мастерской копились обрезки багета, и хотелось их куда-то применить с пользой. Так родилась идея попробовать себя в гравюре.
Одним из первых сюжетов стал вид рыбинского собора с необычного ракурса – каким мы его видим с колокольни. И тут очень пригодились редкие фотографические навыки.
— Мотив взят с негатива, снятого на форматную камеру. Она как у фотографов начала ХХ столетия: деревянная, с фокусировочным мехом, предназначена для съемки на кассеты с листовой пленкой, — рассказывает мастер.
На гравюрах Елены не только каменные знаменитости Рыбинска. Внимание художницы привлекают тихие улочки старого центра и вроде бы совсем неприметные детали.
— Я не ставлю цели – делать узнаваемые сюжеты, — признается художница. — Однажды я шла с работы. Был конец осени, деревья уже облетели, и взгляду открылся потрясающий ажур ветвей – монохромный графичный пейзаж и брусничного цвета забор. Я сфотографировала этот вид и потом перенесла его на гравюру.
Под стать открыткам и конверты – тоже авторские, отмеченные оттиском «Сердечный привет из Рыбинска». Такие надписи часто встречаются на старинных открытках. Елена решила поддержать традицию, а в основу виньетки положила резной мотив наличника с деревенского дома.
Чтобы заниматься линогравюрой, мало быть хорошим графиком. Нужно быть умелым мастеровым. Процесс весьма трудоемкий. Печатную форму Елена вырезает на листе специального однородного линолеума. Изображение здесь должно быть зеркальным. Резцами удаляются те места, где краски быть не должно. От гравера требуется недюжинное терпение и твердая рука. Острые резцы ошибок не прощают.
— Начинаешь вести линию, и если рука соскользнет – начинай сначала, — говорит художница. — Но я повторяю себе, что без этого шага не будет следующего. Каждая работа совершенствует мои умения.
Каждый отпечаток выполняется вручную. Линогравюра – это малотиражная графика. С одной формы можно получить около сотни отпечатков, и поэтому каждая открытка с «сердечным приветом» – автоматически раритет.
Печатать можно не только на бумаге. Недавно Елена освоила технологию ручной набивки ткани. Деревянные штампы она изготавливает тоже сама — их у нее уже десятка полтора: веточки, листья, папоротники. Только вместо резцов использует бормашину.
— Набивка на ткани — старинный метод. Каждый элемент здесь печатается отдельно. Чтобы полностью декорировать сумку, потребуется час, на платье уйдет неделя, учитывая несколько этапов сушки, — отмечает Елена Корунд. — Долго, но зато в итоге получается нереальный эксклюзив!