В петербургском профессиональном журнале «Зодчий» за 1875 год опубликовали статью о Рыбинске и его архитектурных новинках. Автор статьи – выдающийся петербургский архитектор Виктор Шретер. В 1870-90-е годы он спроектировал около 50 зданий столицы, около 10 театров и вокзалов по всей Российской империи. Именно Шретеру доверили перестраивать Мариинский театр после пожара.
Какое отношение именитый архитектор имел к Рыбинску? Именно проект Шретера выбрали для постройки театра на Черемховской набережной. Хотя он и требовал на устройство театра 75 тысяч рублей вместо заявленных 40 тысяч. Ведущий представитель «кирпичного стиля», архитектор предложил рыбинцам не штукатурить полукруглый фасад театра, что делало здание величественным и мрачноватым.
Работу Шретера предпочли даже чертежам Альфреда Парланда, который спроектировал визитную карточку петербургской храмовой архитектуры – храм Спаса на Крови. Впрочем, Парланд позже проявил себя на рыбинской земле, создав проект Коммерческого училища.
Судя по всему, Виктор Шретер был не только неутомимым творцом, но и еще просветителем, ратующим за развитие архитектурного общества, за обмен опытом. Так, еще в молодости он создал с коллегами-студентами кружок архитекторов, который затем перерос в общество архитекторов Петербурга.
Общество издавало журнал «Зодчий», где Шретер служил редактором и публиковался. В этом издании специалисты строительства и проектирования со всей империи делились мировыми архитектурными новостями вроде туннеля под Ламаншем, рассказывали о новинках: асфальтовых полах и «упругом стекле».
И вот на четвертый год существования журнала, в 1875-м, здесь опубликовали несколько статей о Рыбинске. «Театр в Рыбинске», «Проект памятника императрице Екатерине II в Рыбинске», «Пассажирская станция в Рыбинске» (о вокзале по проекту Карла Рахау). Самой всеохватной стала статья Виктора Шретера «Строительная деятельность Рыбинска». Специалист сделал обзор строящихся и новых рыбинских зданий, дал оценку архитектурному облику нашего города.
Интерес к Рыбинску у Шретера возник в 1874 году – его внимание привлек конкурс на проект 500-местного каменного театра. Рыбинский театр стал первым для 35-лет-него архитектора. Предположим, что, создавая проект, Шретер какое-то время жил в Рыбинске и знакомился с архитектурным обликом нашего города. И Рыбинск поразил его тем, что активно застраивался. Читаем статью.
«Строительная деятельность здесь очень оживлена. Кроме многочисленных частных каменных и деревянных домов, построены или строятся общественные здания и сооружения.
Городская больница на 50 кроватей, состоящая из 4 двухэтажных корпусов, только что закончена по планам и под руководством городского архитектора Озерецковского. Он же подводит к концу постройку нового Гостиного двора и устраивает каменную набережную на Волге – отчасти вновь, отчасти перестраивает на протяжении 500 сажень.
Четырехэтажный дом купца Журавлева перестраивается под Окружной суд. Огромный дом для земства подводит под крышу техник Никифоров. По планам архитектора Альтмана строится небольшая деревянная лютеранская церковь со школой.
Начат и фундамент для нового каменного театра. Нужно надеяться, что здание это будет закончено к зиме будущего года.
В ближайшем будущем город предполагает приступить к устройству гавани, каковое предприятие потребует расхода до 500 тысяч рублей. Работа эта поручена г-ну инженеру Лиссовскому.
В Рыбинске церквей немного, но все они большие и с высокими колокольнями. Как внешние, так и внутренние формы их строги и вместе с тем приятны.
Одна из них, Крестовоздвиженская, отличается чрезвычайно гармоничной, истинно художественной внутренней окраской и отделкой – вполне во вкусе северо-итальянских церквей. Внутренняя отделка исполнена по рисункам и под наблюдением архитектора Александра Кракау (преподаватель Императорской Академии художеств Петербурга, знаток итальянского Возрождения – прим. ред.).
Вчерне эта церковь построена архитектором Щуруповым. Кирпичные фасады в каком-то псевдо-готическом вкусе остались не штукатуренными и не заслуживают особого внимания. Новая церковь Спаса тоже осталась без штукатурки и представляет несколько грубый образчик московского стиля.
Небольшая часть строений остается без штукатурки, вероятно, из экономии, так как кладка стен доказывает, что они подготовлялись под штукатурку.
Соотношение масс и отверстий почти всегда удачное. Но детали указывают, вообще говоря, на отсутствие развитого вкуса. В особенности это касается орнаментации (украшение фасадов, лепнина – прим. ред.), которая находится еще в колыбели.
Каменные работы исполняются недурно, а плотницкие превосходно и с изумительною чистотой и аккуратностью. Улицы Рыбинска не только по большей части вымощены, но и снабжены тротуарами».
Творение Виктора Шретера – театр на набережной Черемухи – долго считалось самым эффектным зданием Рыбинска. Но горожане, не останавливаясь на достигнутом, за 40 лет после выхода статьи возвели еще много красивых строений, включая Новую хлебную биржу.
К сожалению, XX век обошелся с наследием мастера без пиетета. Сегодняшний рыбинец не увидит ни театра, ни внутреннюю отделку Крестовоздвиженской церкви, которая так понравилась Шретеру. Театр сгорел в 1920-е годы, а церковь – как и пять других – разрушили в годы богоборчества.
А теперь, Юлия, возьмите карандашик и сделайте то, что должно быть сделано до выпуска статьи — вычитку.
«Подрядка семи театров» это как? Шесть с половиной? 7,15?
1975 год какое отношение имеет к Шретеру?
Дальше сами найдете.
Стыдно.
Прочитали с карандашиком, поправили, устыдились (нет).
«И чё прецепились — панятна жи, не в школе на уроке, шипко грамотные все стали.», как любят писать в местных пабликах.) Человек старался, хотел побыстрей донести до читателя — поэтому и не устыдились.)
Интересный материал, спасибо. Только, по моему, разрушили в годы богоборчества не пять, а шесть церквей: Крестовоздвиженскую, Спаса, лютеранскую кирху, церковь Покрова, тюремную церковь и Всех святых радость.
Вы правы. Мы не внесли кирху в наш список.
P.S/ Простите, семь разрушили, а не шесть. Совсем забыл про Введенскую церковь на стрелке рядом с Казанской церковью, которую пролетариат перестроил в 3-этажный жилой дом.
Пассаж с храмами вообще непонятен. Если речь о Шретере, причем здесь «пять других»? Тем более, что церквей в Рыбинске разрушили не пять, не шесть и даже не семь…
На территории старого города Рыбинска разрушили семь церквей и две колокольни. Снесли и больше, но это как бы было уже за территорией города.