Инновационный проект реализуют на ССЗ «Вымпел»
2 августа на «Вымпеле» состоялась закладка современного катамарана на подводных крыльях. Он предназначен для скоростных пассажирских перевозок на магистральных речных и озерных линиях. Судно сможет развивать скорость до 50 км в час и брать на борт до 148 человек. Проектантом выступает нижегородское КБ «Ситех».
Это уже второй катамаран проекта HSC150B, который строится рыбинскими корабелами. Контракт на два судна подписан в декабре прошлого года. Первое было заложено в мае с участием Дениса Мантурова, на тот момент возглавлявшего Минпромторг. Оба катамарана заказчик — «Восточно-Сибирское речное пароходство» — должен получить к октябрю 2023 года.
Свои коррективы в работу над проектом вносит политическая и экономическая ситуация на международной арене.
— Ситуация вынудила нас поменять главные двигатели, из-за чего поменялись проектные решения. Что касается остальных систем, мы справляемся, благодаря взаимодействию с проектантом, — отмечает генеральный директор ССЗ «Вымпел» Евгений Норенко.
Он уверен, что контракт будет выполнен в срок. А саму закладку скоростного катамарана на подводных крыльях называет принципиально важным событием в истории отечественного судостроения:
— Эти катамараны — первый опыт в Российской Федерации. Никогда ранее в нашей стране судов с подобным принципом передвижения не строилось. Они взяли лучшие качества от классического катамарана и судна на подводных крыльях. Я уверен, что, спустив на воду этот корабль, мы сделаем переворот в строительстве скоростных пассажирских судов. И это направление однозначно получит развитие.
В чем же инновационность проекта, который реализует «Вымпел»? Объясняет главный конструктор проекта HSC150B Роман Простотин:
— В отличие от классических катамаранов здесь применяется принцип динамической разгрузки: судно выходит из воды при помощи подводных крыльев. За счет этого уменьшается сопротивление корпуса и увеличивается скорость при той же мощности двигателя. А по сравнению с классическими однокорпусными судами на подводных крыльях катамаран обладает большей устойчивостью, у него более комфортный и вместительный салон.
Судно стало экономичнее — несет больше полезной нагрузки, расходуя до 40% меньше топлива по сравнению с традиционными катамаранами. А благодаря особенностям конструкции оно более экологично: волна, образующаяся при движении судна, гораздо меньше разрушает берега.
Рыбинские катера отправятся работать на озеро Байкал, где их ждут с нетерпением. Пассажирскими перевозками там занимаются корабли, построенные еще в Советском Союзе.
— Старые суда уже не могут осуществлять рейсы на север Байкала. И я надеюсь, что с прибытием новых катамаранов мы возобновим рейсы в Нижнеангарск, Северобайкальск и свяжем два региона: Иркутскую область и республику Бурятию, — говорит Елена Летунова, генеральный директор ООО «Истлэнд» — управляющей компании Восточно-Сибирского речного пароходства. — Кроме того, их конструкция позволяет подходить к необорудованному берегу, а значит, по максимуму выполнять пассажирские регулярные и туристические перевозки. Это актуально для Байкала, где плохо развита причальная инфраструктура.
Из Рыбинска в Иркутск 38-метровые гиганты доставят по частям, и сборку секций будут осуществлять на месте. Эти работы поручат корабелам «Вымпела», поскольку у сибиряков пока нет опыта работы с алюминиевыми корпусами.
Интересно, на что поменяли двигатели? Вроде бы у нас с судовыми всё грустно.