Почти 40 лет главным архитектором Рыбинска служил Петр Уткин. По его проектам возвели Крестовоздвиженскую колокольню и лютеранскую кирху, множество купеческих домов и мелких мещанских построек, флигелей и дворовых служб.
Зодчих купеческого Рыбинска делят на три группы: местные, ярославцы, столичные звезды. Общественные здания Рыбинска часто возводили по проектам Авраама Мельникова, Карла Рахау, Виктора Шретера, Михаила Щурупова. Личные апартаменты рыбинская элита строила согласно чертежам петербургского архитектора Карла Росси. Крупные работы в Рыбинске выполняли ярославцы Петр Паньков, Григорий Саренко, Николай Лермонтов.
Много трудились и рыбинские авторы, постоянно жившие в городе. Имена зодчих хранят документы местных архивов. Василий Озерецковский трудился в последней трети XIX века, Александр Медведев – в нач. XX века. Петр Уткин среди них – архитектурный долгожитель. Главным архитектором Рыбинска он проработал до самой смерти, с 1840 по 1879 год.
Во второй трети XIX века в Рыбинске начинает интенсивно разворачиваться каменное строительство. Город переживает строительный подъем. Постепенно складывается стиль «купеческого классицизма»: массивные здания, обилие горизонтальных линий, пристрастие к лепному декору.
Без присмотра профессионала этот процесс оставлять нельзя. В 1936 году город обретает главного архитектора. Важность этого события поясняет архитектор Наталья Гончарова в книге «Рыбинск. Градостроительство и архитектура»: «Сколько трудностей было связано с реализацией проектов городской застройки без надзора профессионала!»
Первым рыбинским архитектором стал самоучка Василий Житков, ставленник губернатора Полторацкого. Но рыбинцы решают вырастить архитектора в своих рядах. И отправляют на учебу талантливого мещанского сына Петра Уткина, окончившего уездное училище.
Обучался будущий зодчий у Петра Панькова, действующего архитектора Ярославской губернии. После экзамена в Петербургской академии художеств Уткин получил звание художника «за проект губернаторского дома» и стал городским архитектором.
Портфолио Петра Уткина полно гражданских построек, общественных зданий. Отлично сохранился Дом Печати, возведенный по его проекту. До революции здесь размещалось Общественное управление, иными словами, городская администрация.
В Зачеремушье Уткин спланировал торговые ярмарочные ряды, которые позже стали мастерскими речного училища.
Спроектировал он и пожарную часть на углу Стоялой и театральной площади. К уже существующей полицейской части с пожарной каланчой пристроили двухэтажные каменные казармы, а во дворе возвели конюшню и навес для инструментов пожарного депо.
Один из первых значимых проектов вчерашнего выпускника – перестройка Биржи, которую мы сегодня называем Лоцманская. Судьба ее сразу не задалась – здание, возведенное в 1811 году, тогда же и пострадало в большом пожаре, охватившем центр Рыбинска. Биржу перестроили уже в 1814-м, но постоянно приходилось реконструировать, укреплять, косметически ремонтировать – слабый берег норовил съехать в Волгу.
Из-за постоянных переделок купцы 30 лет не могли привыкнуть к Бирже, а сделки вершили по старинке: на площади, в гостинице, в лавке. Чтобы привлечь внимание коммерсантов, Биржу торжественно открывают в 1842 году. И 25-летний Петр Уткин, едва вступив в должность, обследует здание Биржи. «Под залом Биржевого комитета накаты снизу сопрели и приходят в гнилость. На стенах и в углах есть трещины. В крыше видна течь. В стенах подвала внизу кирпичи сопрели и вывалились», — пишет он в отчете. Зодчий составляет планы Биржи, ее фасады и разрезы для исправления здания. После его переделки Биржа простояла еще полвека – после чего ее капитально перестроили.
Самые яркие детища Уткина – здания религиозного назначения, ныне уже утраченные. По его проекту выстроили лютеранскую кирху на ул. Пушкинской. Проектировал он и Крестовоздвиженскую колокольню, третью доминанту Рыбинска после колокольни Спасо-Преображенского собора и Казанской церкви.
«Принципы построения ансамбля города требовали фланкирующих (обрамляющих — прим. ред.) доминант — для создания полноценной композиции», — пишет Наталья Гончарова.
Доминанты строили с большим временным разбегом: Спасо-Преображенская колокольня, возведенная в 1804 году, долго оставалась в одиночестве. Казанскую колокольню построили в 1822 году, Крестовоздвиженскую колокольню – лишь в 1860 году. На четырехъярусной постройке звонили в девять колоколов – самый большой колокол весил около 9 тонн.
— Для будущей Крестовоздвиженской колокольни на углу ул. Крестовая и ул. Петровская (ул. Кирова) открыли новую городскую площадь. Постройка стала доминантой верхней части города, дополнив волжскую панораму Рыбинска, — пишет краевед Александр Михайлов в книге «Мой Рыбинск.Улица Крестовая».
И этим величественным строением Петр Уткин уже вписал себя в рыбинскую историю. Но городскому зодчему приходилось выполнять массу рутинной работы. «Чертеж на построение 70 столбов», «план второго этажа флигеля», «деревянная кордегардия» (помещение для караула) – за 40 лет Уткин начертил для земляков сотни планов.
Именно в «уткинский» период город значительно прирастал территорией, отмечает Наталья Гончарова: «Рыбинск в 1842-45 годах покупал большие участки земли. А застройку новых территорий контролировал скромный городской зодчий. Он дотошно составлял планы каждого небольшого участка со всеми его строениями».
В музее-заповеднике и рыбинском архиве хранят множество чертежей руки Уткина. Он проектировал и основательные купеческие усадьбы, и флигельки во дворах, и прозаичные мещанские домики в три окна. Да, деревянные избы в Рыбинске строили не абы как, а по проекту городского архитектора. И даже на окраине города. В районе сегодняшней пл. Дерунова Крестовая шла в сторону Петербургского тракта. И внешнему облику домов в этом районе придавали немалое значение.
Так, на месте сегодняшнего «Книжного мира» в 1872-75 годах по проектам Уткина строят два деревянных дома на каменном фундаменте в четыре окна. А напротив сегодняшней гостиницы «Рыбинск» по его чертежам возводят деревянный двухэтажный дом, который сохранялся до 1960-х годов.
Кстати, свой дом зодчий тоже спроектировал деревянным. Здание и сейчас сохранилось, правда, в плохом состоянии, на углу ул. Герцена и Румянцевской. Архитектор Наталья Гончарова пишет: «Для себя Петр Афанасьевич спроектировал лишь скромный деревянный особнячок с полукруглым окошком в мансарде». Здесь архитектор жил со своей огромной семьей: Анна Николаевна, дочь ярославского казначея Княжнина, родила ему 10 детей.
Сегодня рыбинские исследователи говорят о стиле Уткина в городской архитектуре. Как пример здание на углу Крестовой и Гоголя (ранее ул. Кузнецкая), сейчас здесь магазин косметики. Краевед Александр Михайлов пишет:
— В облике здания угадываются характерные для работ Уткина черты: мотив с прямоугольными нишами в межоконном пространстве. Окна объединены полукруглыми арками, образующими аркаду, которая идет по фасаду над оконным пространством. Ниши между окнами Уткин использовал и в деревянном зодчестве.
Далеко от позднего классицизма почерк Уткина не отходит, пишет Наталья Гончарова:
— Даже в конце жизни он редко и осторожно отклонялся от суховатых дробных форм позднего классицизма. Хотя в 1850-е годы в почерке и появляются элементы эклектики, «ренессансные» и «византийские» детали. Это сделало работы Уткина прекрасной фоновой застройкой для ампирных зданий, до конца XIX века законсервировав классицистический характер архитектурного облика Рыбинска.
Рыбинцы ценили своего архитектора – за заслуги перед городом Уткину присвоили звание потомственного почетного гражданина. В преклонном возрасте он скончался от чахотки, не успев сделать накоплений, оставив семью без денег. Управа назначила его вдове и детям пенсию – 128 рублей.