Из «реабилитационного центра», сооруженного из того, что нашлось под рукой – кусков фанеры, битых кирпичей и дощечек, раздается протяжное «пиии-пиии». Чаенок-подросток, услышав голос маленького хозяина, широко раскрывает клюв в надежде получить лакомство. Позади него молча стоят взрослые чайки с перевязанными крыльями.
— Это кричит тот, что вылупился из яйца, ему чуть больше месяца, – объясняет мальчик. – Через полчаса у нас по расписанию кормежка, он знает. А у тех крылья еще заживают, обработка ран и перевязка у больных каждый день.
Летом в детском саду, расположенном прямо во дворе дома Матвея, сторож нашел два яйца – из одного уже показался клювик. Юного орнитолога в округе знают все, поэтому находку предложили ему.
— Я бы в жизни не подумала, что без инкубатора птенца можно выходить, но сын настоял, – говорит мама мальчика Валентина Москалева. – Нашли специальные лампы, грели, наблюдали.
Спустя два дня на свет вылупился чаенок – сколько счастья было! Матвей вычитал, что первые 16 часов жизни птенца его нельзя кормить. Строго следовал рекомендациям, первое время держал птицу в квартире, а когда она окрепла, переселил в вольер у дома. Пока это пестрое чудо неловко подпрыгивает на кончиках лапок, как балеринка, но совсем скоро встанет на крыло.
Юный Айболит спасает птиц с семи лет. Однажды во время прогулки нашел голубя без хвоста и обездвиженным крылом, стал выхаживать. А потом у него поселились галки, вороны, чайки. В этом сезоне Матвей выходил уже 30 птиц.
Каждый год одно и то же. Родители надеются, что это пройдет, даже собаку завели, но куда там. Птицы в доме не переводятся. Летом во дворе снова вырастает очередной шалашик для птичьего семейства, начинается ежедневная суета – накормить-вылечить-искупать, слезы над искалеченными и радость от их первых после болезни полетов.
— Уезжаем на дачу – 10-12 птиц в вольере, приезжаем домой – уже 15, – рассказывает Валентина.
Волей-неволей в процесс выхаживания пернатых пациентов включается все семейство Москалевых. Строить домик и заботиться о птицах Матвею с удовольствием помогают друзья. Классных неравнодушных парней тут целая банда. И воды натаскают, и песка, и подержат птиц во время процедур. Поддерживают мальчика и местные волонтеры, спасающие птиц. Кто корм привезет, кто лекарство, а кто просто советом.
Но находятся и те, для кого старания ребенка не стоят и ломаного гроша, как и жизнь живого существа. Однажды во двор нагрянули подростки с хаски. Собака быстро учуяла, что в вольере кто-то есть. Вместо того чтобы оттащить пса, хозяин достал из вольера ворону и натравил на нее. Птица не выжила. Переживала вся семья.
Мама разводит руками, откуда в ее ребенке эта страсть, почему не кошечки-собачки-хомячки, а именно птицы. И, смеясь, предполагает, может, Матвей в дядю пошел – ее брат тоже интересовался ими, даже соорудил голубятню прямо в «хрущевском холодильнике».
— У кошек есть когти и зубы, а птицы совсем беззащитные, – объясняет мальчик. – Раз в месяц прохожусь по району, подбираю тех, кому нужна помощь.
— Все дети с тренировки – домой, а мой – на набережную, чаек раненых искать, – улыбается мама.
Общаясь с птицами, Матвей изучил их повадки, вкусовые предпочтения и способности, разбирается в видах. Он много читает и узнает. Как-то раз в Мариевке подобрал огромную чайку, оказалось, это хохотунья, которая отличается от серебристых чаек пропорциями и напоминает альбатроса. Водятся в Рыбинске и такие.
Птицам грех жаловаться. Изволите купаться – организуют тазик с водой, погулять, размять крылышки – пожалуйста. В их рационе отварные яйца – бывало их в день уходило по два десятка, творог, мелкая рыбешка, куриная печень, фрукты-овощи, хлеб, размоченный в молоке, разведенный кошачий корм.
— Можно и мышей, но, увы, мышей у нас нет, – разводит руками мальчишка.
Галки любят детское питание и целиком глотают лягушек и червей. Кстати, галки, по словам школьника, разумнее многих птиц. Прошлым летом у Москалевых жил галчонок, подобранный у магазина. За жгучую черноту перьев птенец получил кличку Блэк. К слову, всем своим питомцам Матвей дает клички – у людей ведь у всех есть имена, рассуждает он.
Блэк не отходил ни на шаг от своего спасителя, а когда Матвей с ним разговаривал, понимающе смотрел серо-голубыми глазами, открыв клюв. Окрепнув, галка стала улетать на прогулки, но все равно возвращалась на родной балкон.
— Однажды Матвею звонок: твой Блэк в парке Фейгина – беги, забирай, – рассказывает мама. – Все равно, вырастая, птицы улетают, настает пора расставаться, и с каждой сын прощается, как со своим ребенком.
Окрепших пернатых мальчик выпускает на берег Черемухи – там они смогут и рыбку поймать, и под колеса не угодят.
Как у любого мальчишки, у Матвея есть и другие увлечения. Он любит играть в Майнкрафт, профессионально занимается футболом. Правда, из-за хлопот с птицами далеко на соревнования не уезжает – переживает, как они там без него. А вот учебе пернатые не мешают – в дневнике у юного Айболита четверки и пятерки. И с будущей профессией Матвей давно определился – будет орнитологом.
Хорошее дело, молодец)
Добрый день!
Прошу помочь связаться с Матвеем или волонтёрами, помогающими ему.
На территории ПАО «ОДК-Сатурн» молодая чайка с вывихнутым крылом. Может Матвей не откажет в помощи и выходит птицу?
Её подкармливаем, но не выжить ей на заводе.
С уважением, Елена