Знакомьтесь, Любовь Кудашова – учитель английского языка первой школы, классный руководитель, завуч по учебно-воспитательной работе. 20 лет педагогического стажа на одном месте – здесь училась, сюда же пришла преподавать.
— Я из семьи медиков, родные прочили мне их путь. Но я пошла в педагоги. Повезло – попала туда, где сама училась. Среди учителей здесь много выпускников нашей школы. Например, я опекаю коллегу – свою бывшую ученицу. Такая преемственность усиливает восприятие коллектива как большой семьи. Мне здесь очень комфортно, — говорит педагог.
Повезло Любови и с учениками – все же в спецшколе с углубленным изучением английского дети чаще мотивированные, родители активные.
— С нашими детьми, и правда, легко работать. Но бывают и застенчивые, которые раскрываются внезапно, как звездочки вспыхивают. Часто толчком является подключение родителей, а результатом может стать, например, интересный ролик о Рыбинске на английском, — поясняет преподаватель.
«Учитель сам учится всю жизнь» – Любовь согласна с этим высказыванием Ушинского.
— В первые годы в школе было непросто. Все-таки университет дает много теории, а вот методически молодому учителю предстоит многое наверстать. Как преподнести материал, как привлечь и удержать внимание детей – все это приходит лишь с опытом. Старшие коллеги тогда очень поддержали. Сегодня постоянно прохожу онлайн-курсы, повышаю квалификацию, слежу за новинками педагогики и психологии. И летом нет покоя – в каникулы пишу новые программы. А в учебном году по вечерам составляю планы уроков, — перечисляет педагог.
Английский язык, по словам Любови Кудашовой, в школе стоит особняком. Ведь это метапредмет, где ученики касаются всего: истории, географии, литературы, архитектуры, музыки. И чем старше школьники, тем глубже уровень обсуждений.
— И потом, мы учим общению, учим говорить. А это невозможно без подключения психологии, без теплой обстановки на уроке. Вызубрить можно физические формулы и даже английские слова. А вот расслабленно болтать на другом языке, думать на нем, высказывать мнение – это может лишь уверенный в себе человек, — рассуждает преподаватель. — Родному языку человек в детстве обучается сам, практически без помощи. А задача педагога иностранного языка – создать ситуацию, когда ученик захочет говорить. Письмо и правила тут важны, но вторичны.
И поэтому любимая фраза Любови Кудашовой – «Ошибиться может каждый».
— Главное, снять панику перед языком, тот трепет отличника: «Скажу не так, скажу не то». А когда страх ушел, можно и над грамматикой работать, — говорит собеседница. — В обычной школе нет столько часов английского: учителя зажаты в рамках программы, дети просто не успевают разговориться, высказаться. И это очень печально.
Педагог сопровождает ребенка на пути его взросления. Вот и Любовь Кудашова берет рассеянных второклашек, а выпускает серьезных абитуриентов. Сегодня ее ученики побеждают в городских и областных олимпиадах, пишут сложные проекты, успешно сдают ЕГЭ.
Но особенно педагог ценит взаимопонимание, которого удается достичь с детьми. Труд классного руководителя она считает столь же важным, как уроки. Для Любови эта нагрузка равнозначна. Классная мама вникает в жизнь каждого ребенка – его личность, характер, семью, регулирует отношения детей в классе. И это положительно сказывается на учебе, на взаимодействии «учитель-ученик».
Педагог вспоминает, как вышла на работу после длительного больничного и обнаружила на столе букет роз, а на доске надпись «Не уходите». Такие моменты запоминаются надолго.
— Когда задиристый подросток, с которым было много трений, становится лидером класса и потом успешно идет по военной стезе, а 1 сентября по его просьбе мама приходит на школьную линейку поблагодарить, это дорогого стоит, — делится Любовь.
Ей приходилось справляться и со школьным буллингом, когда сильные унижали слабых. И со скрытыми лидерами, которые не знали, как проявить себя, и поэтому шли в разнос. Но как ни было трудно, Любовь говорит о себе: «Я человек на своем месте».
— Помогать, направлять, развивать – вижу в этом смысл жизни, это мое. Много слышала про учительское выгорание, но сама с ним не сталкивалась. Меня преподавание, наоборот, подзаряжает, вдохновляет. Словом, черпаю силу в детях. Недавно я стала завучем, но даже подумать не могу, чтобы бросить уроки. И даже если трудно, устала, всегда вхожу в класс с улыбкой.