Главное Темы 20 октября 2022

Добро пожаловать, или…

Как развивается промтуризм в Рыбинске? Рассказывают участники рынка

Несколько лет назад перспектива побывать на крупных промышленных предприятиях города воодушевляла горожан и приезжих туристов. Воодушевление осталось, но с практической реализацией не все гладко. В основном к себе пускают предприятия пищевой промышленности, а вот посмотреть, как делают двигатели, пока невозможно.

Промышленный туризм — это про будущее

Туристы мечтают попасть в святая святых городских промышленных предприятий – сборочные цеха. Потому что это круто, это интересно, это зрелищно.

Но режимные предприятия не горят желанием пускать к себе посторонних людей. Камень преткновения интересов тормозит развитие промтуризма.

В такой ситуации член экспертного совета Агентства стратегических инициатив от ЯО по промтуризму Алексей Горбачев предлагает взглянуть на заводы не как на развлечение, а как на способ интегрированных маркетинговых коммуникаций компаний:

— Одной из возможных форм развития промтуризма может стать создание в городе промышленного выставочного центра с современным оборудованием, где представлены городские предприятия. Здесь заводы могут заявить о себе как о надежных работодателях с долгой историей, представителях научных школ с передовыми идеями и технологиями. Это всегда вызывает большой интерес.

Такое пространство не должно стать подобием музея. Здесь видятся интерактивные способы демонстрации техпроцессов, экспонаты должны вызывать вау-эффект. Примером для подражания могло бы стать Сколково. Посетители попадают в своеобразный шоу-рум, где видят все актуальные разработки компаний, а дальше идут по выбранному направлению, например, в экспозицию, посвященную выращиванию искусственных кристаллов.

По моему представлению, в едином городском промышленном центре у каждой компании – свой модуль, который она «прокачивает». Попадая в такое место, человек не только получает новые впечатления, знания, у него складывается картина в целом о городе, о его потенциале, возможностях, о том, что, объединившись, здесь могут решить сложные технические задачи, например, построить самолет. Это уже совершенно иной уровень взаимодействия. Такой центр не стыдно будет показать губернатору, деловым партнерам.

На днях экспозицию с моторами перед проходными открыл ОДК-Сатурн

Алексей Горбачев с уважением относится к заводским музеям, которые на некоторых предприятиях позиционируют аванпостами промтуризма. Но они больше про славное прошлое:

— Промтуризм — это про будущее. Предприятия должны показывать не вчерашний день, не рассказывать о том, что выпускали во время Великой Отечественной войны — для этого есть экспозиции музея. Они должны демонстрировать передовые разработки.

Когда спрашивают, а что мы можем показать, я обычно говорю — то, что показывали на международном форуме «Армия». Многие рыбинские предприятия участвуют в этом открытом смотре. Те же разработки, что они демонстрировали на всероссийском уровне, они могут представить и в родном городе. Показать школьникам, студентам. Молодежи надо понимать, что после вуза они придут работать на предприятие и будут заниматься интересным делом, — продолжает Горбачев.

Говоря о технике создания промышленного центра, Горбачев говорит, что под эти нужды администрация города могла бы выделить здание в историческом центре, а наполнить его – задача предприятий.

— Почему в центре? Чтобы можно было пригласить сюда гостей города. Их у нас немало. За год в городе с ночевкой остановились 170 тысяч туристов. 430 тысяч посетили музейные экспозиции, — уточняет специалист.

Ориентируемся на продажу

Руководитель туристической компании Наталья Виноградова про промтуризм рассказывает с неохотой:

— Промтуризма в Рыбинске нет. Иногда дети ездят на кондитерские предприятия, но для промышленного Рыбинска это не слишком большое достижение. Казалось бы, промтуризм как форма профориентации открывает для завода возможности, ведь сами предприятия заинтересованы в том, чтобы со школьной скамьи растить кадры.

Но этого не происходит. Коллеги из Ярославля рассказывали, что в рамках федеральной программы «Социальный сертификат» (бесплатные двухдневные поездки школьников, во время которых рекомендован промтуризм) не смогли попасть на одно из крупных городских предприятий.

школьники на кондитерском заводе Рыбинска

Наталья уверена, большинству предприятий не нужен турист, они не понимают собственной выгоды от него:

— Другое дело, если продукция предприятия ориентирована на рядового потребителя. Например, как на фабрике новогодних игрушек «Ариэль» в Нижнем Новгороде. У них экскурсионка поставлена на поток. Здесь есть экскурсионный отдел, музей, открыт путь на производство. Туристы, попадая на предприятие, покупают игрушки, рассказывают другим людям о впечатлениях. Интерес к заводу не угасает.

А что у нас? Да, есть двигатели, промышленные установки. Все это интересно, но какой в этом толк, если собственными глазами не увидишь. Получается, что наши предприятия должны (или не должны?) развивать промтуризм без финансовой выгоды, как социальную программу. На это нужно много сил. Никто не хочет для этого отрываться от производства, создавать дополнительные рабочие места, пересматривать режим безопасности.

При этом в последние годы люди с удовольствием путешествуют по родной стране, узнают ее, интересуются не только достопримечательностями, но и промышленностью. Многим кажутся невероятными те технологии, которые применяются на предприятиях. Это вызывает гордость, патриотизм. Возможно, это громкие слова, но так и есть на самом деле.

Открытая промышленность

Может, сейчас не время для развития промтуризма? Как нам сказали на одном из крупных промышленных предприятий города – забудьте про нас, даже не упоминайте.

Но есть и исключения. В сентябре этого года компания «Русская механика» в числе восьми предприятий Ярославской области заявилась на участие во всероссийском акселераторе по развитию промышленного туризма.

Специалист по связям с общественностью «РМ» Наталья Кузина рассказывает:

— Акселератор «Открытая промышленность» включает образовательные модули, практические занятия и мастер-классы на площадках лучших практик, экспертное тестирование, доработку и продвижение продуктов по промышленному туризму. Программа направлена на популяризацию технологического и кадрового потенциала российских производителей, продвижение региональных промышленных брендов, демонстрацию достижений, продукции, технологических процессов и экотехнологий российских предприятий.

За 2022 год наша компания провела более 20 мероприятий: дни открытых дверей для детей сотрудников и школьных экскурсионных групп, экскурсии для студентов, бизнес-экскурсии для предприятий-партнеров, представителей СМИ и руководства вузов.

На предприятии уверены – экскурсии дают уникальную возможность своими глазами увидеть, где рождается идея, отследить полный цикл производства техники: от заготовки деталей, сварки рам, сборки и до испытаний выпущенной с конвейеров готовой техники.

По словам Кузиной, идея общего промышленного центра в городе интересна, но тогда теряется смысл «погружения в производство».

«РМ» в этом плане, как та самая фабрика игрушек, турист приехал, увидел и, возможно, приобрел. С остальными пока не ясно – да промтуризму или нет. Если все же да, то в каком формате?

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме