Легко ли быть мудрой, отзывчивой, понимающей матерью? Такой, что не только поможет и поддержит в трудную минуту, но и вовремя отпустит детей в самостоятельную жизнь.
Актеры Рыбинского драмтеатра попытались ответить на этот вопрос, представив на суд зрителей премьерный спектакль «Васса Железнова» по Максиму Горькому.
«В каждой избушке свои погремушки», «Под каждой крышей — свои мыши». Список народных поговорок о семье можно продолжать бесконечно. Народ мудр, знает, что в каждой с виду тихой мирной и благопристойной «ячейке общества» порой кипят нешуточные страсти. А уж если описывать их взялся сам Максим Горький, то будьте покойны — на ваших глазах вытряхнут все самое хорошее и самое неприглядное в каждом из героев. Так вышло и на сей раз.
Итак, занавес открывается. На сцене постановка первого варианта пьесы «Васса Железнова» 1910 года. Декораций минимум — стол, четыре стула и деревянные стены. Ни картин, ни шелковых занавесок. Спартанский стиль словно намекает — здесь живут люди деловые, серьезные, им не до сантиментов. Даже одежда подчеркивает крайнюю эмоциональную сдержанность обитателей дома. Сама хозяйка ходит в сером костюме, который оживляет лишь скромная брошь.
Главное здесь — не привлекать внимание, жить шепотом. О том, что люди, населяющие этот дом, живые, напоминают их воспоминания. Они, как потаенные сокровища, спрятаны в стене из старых деревянных ящиков — таких же незатейливых внешне, как само жилье семейства Железновых.
Саму Вассу играет заслуженная артистка России Светлана Колотилова. Она создала одновременно притягательный и отталкивающий образ женщины, пытающейся осчастливить своих детей, готовой буквально разорвать всех, кто им мешает. И тем самым губящей их.
Она любит, но боится проявить нежность, она мудра и в чем-то дальновидна, но иногда жестока и не видит дальше собственного носа. Она привыкла решать, как лучше, но при этом окружила детей такой гиперопекой, от которой им тошно.
Удивительно, но образ Вассы в чем-то получился очень профеминистским. Она крепкой рукой держит дом и ведет дело, ее любовь к сыновьям и дочерям очень разная. Сыновья для этой сильной и одновременно ранимой женщины так и не выросли, остались годовалыми детьми, которым надо вытирать слюни и отговаривать от всяких «глупых» поступков, периодически говорить что-то из разряда «фу, брось каку, будь хорошим мальчиком».
Старшего Семена — женатого увальня, легкомысленного и всегда навеселе — играет Сергей Молодцов. Его персонаж без двойного дна — как и большинство молодых людей, он хочет денег и самостоятельности, хотя в итоге не получает ни того, ни другого. Пожалуй, именно на его примере раскрывается гиперопека матери, которая специально позволила ему в отчем доме завести любовницу — «ради здоровья».
Младший Павел — несчастный горбун, которого блистательно исполнил Сергей Батов, персонаж более драматичный. По-другому и быть не может, ведь, несмотря на свой физический недуг, он женился на красавице Людмиле, которую отчаянно любит, хотя она даже дотронуться до него брезгует. Ему мать прочит участь монаха. На первый взгляд — странный и жестокий выбор. Но он дается Вассе нелегко — она долгие годы раздумывала, как будет дальше жить ее молодой больной сын, ее особая боль, и приняла такое нелегкое решение.
Дочери же — старшая Анна и сноха Людмила — другое дело. С ними она общается на равных — советуется, прислушивается к их мнению, им говорит, что любит. «На бабах все в доме держится», — уверена Васса.
Одна из интересных фишек новой постановки худрука театра Натальи Людсковой — динамичность действия. Мизансцены оперативно сменяют одна другую, двери серого дома постоянно открываются и закрываются, сюжет не растягивается и не провисает.
Здесь нет актеров, играющих неинтересно. Того же Сергея Шарагина трудно узнать в роли тестя Вассы — хмурого, расчетливого, хитрого мужика, который не чурается радикальных мер для того, чтобы добиться своего. Смотришь на него и думаешь, боже, он может быть еще и таким… страшным.
Актриса Софья Скрябина — новенькая, но ей удалось создать удивительно светлый образ Людмилы. Да что там — все герои постановки получились очень разноплановыми. Интересно, что в первом действии на них смотришь с одной точки зрения, а во втором люди словно сбрасывают с себя маски.
В конце спектакля, когда некоторых из героев уже нет на этом свете, а их бледные тени стали частью несчастливого дома, за живыми будто опустилась железная решетка. Дескать, никуда вы отсюда не уйдете, материнская любовь не отпустит. Зрители сопереживали, некоторые плакали.
Но герои пьесы не дают точного ответа, что же теперь со всем этим делать? Наверное, недоумение и растерянность — постоянные спутники драм, где у вас на глазах разрушается семья.
— Нужно вовремя отпускать детей, позволять им искать себя и набивать собственные шишки, — рассуждает режиссер спектакля Наталья Людскова.
Она очень волновалась за «Вассу», но в целом довольна результатом.
— Я увидела ансамбль, где актеры не пропускают ни одной паузы, игра одного цепляется, как крючочек, за игру другого. Спектакль играют два состава, играют абсолютно по-разному. Тема непростая, Горького сейчас ставят мало, как правило, в сокращенных вариантах. Мы не сократили практически ничего и при этом сохранили особый темпоритм, который актеры выдержали, — говорит Людскова.