Пестрые торговые ряды с одеждой и продуктами кому-то кажутся атавизмом, а кто-то приходит именно сюда, потому что уверен — здесь продукты свежей, одежда и обувь дешевле.
А еще на рынке можно купить все — от иголки до зимнего пальто, уверен председатель некоммерческого партнерства «Рыбинский союз предпринимателей малого бизнеса» Александр Кутырев.
Еще лет двадцать назад практически все – от буханки хлеба до шуб и пальто – многие горожане покупали на рынке. Сейчас ситуация поменялась. Значительная часть рыбинцев предпочитает делать покупки в крупных магазинах, где можно померить одежду и обувь в теплых примерочных, а не на картонке за шторкой. А кто-то вообще покупает вещи через интернет.
Поэтому на городских рынках появляются пустующие аренды. Так, по словам Александра Кутырева, на Сенном в Рыбинске сейчас свободно 50% торговых мест. В основном пустуют торговые ряды для промтоваров. Такое положение дел объясняется не только возросшей конкуренцией.
— Рыночная торговля считается непрестижной. Образ предпринимателя, работающего на рынке, активно обсуждается в обществе. Почему-то считают, что торговать на рынке – не лучшее занятие, а вот иметь свой бутик – другое дело. Хотя в переводе с французского языка модное слово обозначает всего лишь лавку, магазинчик, — рассказывает Александр.
Среди причин, которые влияют на развитие рыночной торговли, он называет и увеличение финансовой нагрузки на мелких предпринимателей. Основная претензия в том, что государство с мелких предпринимателей требует наравне с крупными игроками в сфере торговли.
— На рынке работают предприниматели с малым капиталом, но последние тенденции законодательства таковы, что с нас требуют столько же, сколько с больших предприятий – кассы, маркировка товаров. Это серьезная финансовая нагрузка. Для крупных компаний эти затраты в общей массе не так ощутимы, а для нас порой критичны. Плюс арендная плата. На Центральном рынке в Рыбинске она одна из самых высоких в области и составляет 2600 рублей за квадратный метр в месяц. В этом плане мы никак не можем договориться с собственником рынка. Мы стараемся делать свой бизнес более цивилизованным и комфортным, в том числе оборудуем удобные аренды. При этом хотелось бы, чтобы рынок лучше убирали и содержали, а это уже вопрос к владельцу, — говорит председатель.
Не только финансовые нюансы влияют на «рыночную» ситуацию. Многие предприниматели, которые начинали в 90-х, уходят на пенсию, а молодежи им на смену приходит немного.
— Один-два человека в год, не больше. Они также начинают торговать продуктами и вещами. Потом кто-то уходит вести бизнес в магазины, кто-то остается, — рассказывает Александр Кутырев.
Он считает рынок хорошим стартапом для начинающих. Здесь они могут получить необходимые знания, обзавестись клиентами, узнать, как работает малый бизнес, изучить подводные камни и научиться бороться с трудностями.
Рынок продолжает пользоваться популярностью у покупателей. Для некоторых, особенно пенсионеров, его посещение стало своего рода ритуалом.
— Преимущество рынка в том, что здесь можно купить все – от иголки до зимнего пальто, — говорит Кутырев.
Он категорически не согласен с тем, что рыночные товары выбирают только пожилые покупатели.
— Да, качество промтоваров на рынке может отличаться от магазинного. Как в худшую, так и в лучшую сторону. Все-таки сегмент рыночных товаров имеет свои особенности, продавцам нужно устанавливать цену, за которую товар купят. Лет десять-пятнадцать назад на рынке я мог продать пальто тысяч за 12-14, и покупали. У людей были деньги, они в основном их тратили на продукты и одежду. Сейчас ситуация поменялась. Доходы упали, появилось множество альтернативных мест, где можно одеться. А самое главное, по моим наблюдениям, у молодежи и людей среднего возраста поменялись жизненные приоритеты. Они в первую очередь тратят деньги на выплату кредитов, оплачивают развивающие занятия детей – танцевальные студии, школы иностранных языков, бассейны, вкладываются в собственное здоровье. Одежда перестала быть культом, одним из основных способов вложения денег, — анализирует ситуацию Кутырев.
Но как сделать рынок более удобным, комфортным и цивильным? Предприниматель уверен, что только в тесном сотрудничестве с его руководством.
— Да, мы, предприниматели, можем обустроить аренды, но содержание территории рынка – это прерогатива его владельца, — говорит он.
Давно ли вам предлагали примерить одежду, стоя на картонке?
— Организация комфортных примерочных – больной вопрос. Руководство рынка выделило для этих целей подвальное помещение, где довольно холодно зимой. Продавцам приходится сопровождать покупателей на примерку, оставлять свою аренду под присмотром соседей. Не самый лучший вариант, — разводит руками председатель.
Пока поиски подходящего альтернативного варианта зашли в тупик. Конечно, можно было бы в складчину арендовать пустующие торговые места, повесить там зеркала, оборудовать отопление, но это вопрос со множеством нюансов.
— Самое главное — большинству это не нужно, они считают, что лучше поступиться в цене товара из-за неудобств, — объясняет Кутырев.
Несмотря на колорит и особые условия работы, рынок продолжает жить. Потому что недорого, вкусно и красиво. Если вы умеете находить такой компромисс, то успех обеспечен.
— На рынок люди идут за демократичной ценой и не только. У каждого предпринимателя есть свой круг постоянных покупателей, которые доверяют продавцу, приходят и купить, и пообщаться, — делится секретами предприниматель. — Наверное, рынки держатся еще и поэтому. Такой атмосферы не бывает в больших магазинах, где торговля поставлена на поток.
Работать на рынке всегда было непросто. И тут важно, чтобы тебе если не помогают, то хотя бы не мешали. Однако неприятные сюрпризы не редкость.
— В новом году нас ждет единый налоговый платеж. Закон 263-ФЗ от 14 июля 2022 года вносит массу изменений в Налоговый кодекс. Если сейчас вы заполняете отдельные платежки с разными суммами на каждый налог, то с 2023 года нужно будет одним платежом пополнять единый налоговый счет (ЕНС), который ФНС откроет каждой организации и предпринимателю. Эти деньги с ЕНС налоговики распределят по налогам и сборам. Информацию о том, как именно распределили ваши деньги, можно будет увидеть в личном кабинете налогоплательщика или получить по запросу в ИФНС. Вроде бы инициатива хорошая, но как это будет работать на практике, пока неясно. Очевидно одно – предпринимателям опять придется пересматривать устоявшуюся схему работы, — продолжает Александр Кутырев.
Рынки имеют свой неповторимый колорит. Здесь можно общаться, есть свежую булку, ходить по бесчисленным рядам, рассматривать товары, торговаться. Ни дать ни взять – готовый туристический объект. Во многих городах рынки включены в туристическую программу, и приезжие гости с удовольствием их посещают, покупают сувениры на память.
— И не только сувениры. Я знаю, что москвичи, питерцы, приезжающие в гости к рыбинским родственникам, специально приходят покупать вещи на рынок. Потому что дешевле, чем в столице. В этом плане рынок может стать очень интересным туристическим объектом. У меня есть мысль проработать этот вопрос с представителями городских турагентств, — рассказывает о планах предприниматель.
При этом Александр Кутырев подчеркивает — любое предпринимательское начинание должно быть поддержано руководством рынка. Удастся ли это?
Предприниматель Кирилл Кузнецов работает на рынке 10 лет. Он рассказывает:
— В работе на себя есть один большой плюс – ты зависишь только от себя, и все зависит только от тебя. Рынок в этом плане дает полную свободу. Но это не значит, что свободного времени будет много. Работать приходится много – чтобы платить аренду и самому не остаться внакладе.
Я занимаюсь продажей мужской одежды, поэтому всегда должен делать поправку на сезонность, предлагать определенный ассортимент покупателям. С другой стороны, если нужен срочный отгул – пожалуйста, никто не держит.
Рынок – это такое место, откуда поначалу хочется сбежать, сверкая пятками, но если поработать подольше, это место затягивает, приобщаешься к коллективу и общей атмосфере.
Для многих рынок – это место с продавцами со странностями, пытающимися «втюхать» товар низкого качества, бабками-хабалками, уличной едой низкого качества. И я не спорю, всякое бывает, но в основном те, кто работает давно на рынке, это люди предприимчивые, жизнерадостные и вполне адекватные.
Я работаю на рынке уже 10 лет. За это время он поменялся – стало больше товаров хорошего качества по доступной цене, трансформировалась структура торговли, если в 2000-е – схватил, привез, продал, опять схватил, то сейчас нужно досконально разбираться в продаваемом товаре, суметь проконсультировать покупателя по любому вопросу.
Я работаю в павильоне, а вот для тех, кто торгует обувью и одеждой на улице, условия работы становятся решающим фактором – уйти или остаться. Летом все понятно – солнце, воздух, тепло и хорошо. А вот в остальное время года тяжело. Особенно когда осенняя ноябрьская промозглость и слякоть. Товар теряет вид, и настроение у покупателя, мягко говоря, не очень.
На рынке много мест пустует, поэтому администрация вынуждена сокращать штат сотрудников. Осталось мало дворников – всего несколько человек. Поэтому предпринимателям приходится порой и снежок зимой почистить, и подмести, и лед ломом поколоть. Если поломалась крыша, то чинить нужно тоже самому.
От предпринимателей мало что зависит в преобразовании рынка, так как это частная территория. Я могу свои трапы сделать и оборудовать место внутри под торговлю, подключить электричество в аренду – пожалуй, это все.
За 10 лет мою точку знает огромное количество людей. Это радует, держит на плаву. На рынке всегда была большая проходимость народа. Мне кажется, любовь к уличной торговле у рыбинцев в крови. Людям нравятся атмосфера, непосредственность, ну и возможность купить красивую одежду подешевле, да еще и поторговаться за нее. Словом, «Сеннуха» – культовое место. Надеюсь, так будет и впредь.
Непонятно почему предприниматели платят 2600 руб.за кв.м.когда много предложений по 400? А на первом этаже первой линии по 800. Книжный мир, Александрия.