Избранное Темы 3 декабря 2022

Как жалеть инвалида и стоит ли?

Разницу между сочувствием и унижающей жалостью выясняем с рыбинским психологом Екатериной Кононовой

Итак, вы не хотели ничего плохого. Но вопрос подруге сам вырвался: «И как же ты будешь растить ребенка-дауна?» Или так: незнакомый человек на инвалидной коляске ехал по ТЦ, а вы молча взяли кресло за ручки и провезли его какое-то время.

И почему они возмущаются? Ведь вы действовали из желания помочь! Хотели как лучше, но получилось как всегда. Почему, действуя из лучших побуждений, люди унижают?

— Эмпатия не дается нам от рождения, это навык, который мы развиваем или нет в течение жизни, как езду на велосипеде. Скорее всего, умение сопереживать идет из семьи. Ребенка нужно учить сочувствию, соблюдению границ, уважению особенностей другого человека, — говорит Екатерина Кононова, рыбинский практикующий психолог.

С жалостью сталкиваются все инвалиды и их близкие. Иногда людям кажется, что это единственный способ общения с ними. Но это не так. Разделяем жалость и сочувствие: первое унижает, второе – нет.

Почувствуйте разницу. Вы после серьезной операции, которая повлияет на качество вашей жизни. Первый вариант. Доктор подбодрил: «Вы справитесь!», подробно рассказал о нюансах ухода, дал методички. Другой вариант. Молодая врач начала причитать: «Ты ж такой молодой, за что ж тебе такое? Бедняжечка! Как жить-то будешь?» Вторая ситуация, кстати, вполне реальная. Как пресечь жалость и вырастить сочувствие?

— Жалость делает акцент на слабости человека, на том, что он «бедный-несчастный». При этом жалеющий отделяется, «смотрит свысока». Сострадающий ставит на силу: «Я рядом, я разделяю твои чувства, понимаю, как тебе может быть непросто». Найдите сильные стороны в человеке, делайте акцент на них. Говорите о преодолении, о том, какие человек делает успехи, как адаптировался – обслуживает себя, готовит, водит авто, — предлагает психолог.

Сегодня ситуация с принятием обществом инвалидов понемногу изменяется в сторону потепления.

— А раньше люди откровенно чурались инвалидов, старались держаться подальше, испытывали страх перед нездоровьем, болью, — говорит Екатерина. – И сейчас проблемы сохраняются: детей-инвалидов могут прогнать с детских площадок, могут выступить против их обучения в школах.

Это невежество, отголоски той агрессии, когда непохожего на всех человека считали «нечистым», выгоняли из общины. И у жалости ноги растут оттуда же: от чувства дискомфорта при осознании чужой «ущербности».

Но если вы действительно не хотели бы унизить человека с инвалидностью, есть правила.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме