Темы 8 декабря 2022

«Стратегия развития в кризис – это всегда риски»

Мебельное предприятие Алексея Мухина пережило не один переломный для российской экономики момент. И не просто пережило. Все кризисные периоды стали для компании этапами развития. Как из лимона сделать лимонад – предприниматель делится рецептами

2008-й: хорошие кадры

У многих еще свежи воспоминания о «кризисе восьмого года»: нефть подешевела, доллар взлетел, иностранные инвесторы массово покидают Россию, предприятия закрываются, а доходы населения стремительно падают. На тот момент фирме Алексея Мухина – два года. И это фаза активного роста, несмотря на все происходящее вокруг. Сыграла роль местная специфика рынка: в нулевые спрос на мебель в Рыбинске высок, а предложение весьма ограничено, так что с заказами проблем не было.

— Площадей уже не хватало, и в 2008 году я переехал в новое помещение: из 40 квадратов в 120, — вспоминает мебельщик.

Не хватало не только квадратных метров, но и рабочих рук. Впрочем, тогда, на фоне роста безработицы, найти кадры было не трудно. Ситуация сыграла на руку молодому предпринимателю.

— Тогда в Рыбинске кризис ощущался очень остро, многие люди остались без работы. После сокращений на фабрике «Свобода» ко мне пришли квалифицированные специалисты с хорошим опытом. Вместе мы пережили не один кризис, и спустя двенадцать лет они продолжают у меня работать, — говорит Мухин.

До середины 2010-х Рыбинск активно ремонтирует детские сады, школы, реконструирует Дворец спорта «Полет». А за мебелью бюджетники идут к Мухину.

— Львиную долю прибыли приносили муниципальные контракты. Это был скачок, который дал новые возможности для развития. Мы смогли заработать и приобрели новые станки, — говорит руководитель фирмы.

2014-й: умный риск

Спустя шесть лет бизнес вновь лихорадит. Новые потрясения начались после присоединения Крыма. Однако для производства Алексея Мухина 2014 год – это еще один сильный толчок для развития. Помещение цеха вырастает в два раза, приходят новые рабочие, а продукцию рыбинцы начинают поставлять не только внутри региона, но и за его пределы.

По-прежнему большинство заказов и выручки поступает от бюджетной сферы. С одной стороны – жирный плюс. Однако у этой медали есть и другая сторона – оплата за поставленный товар поступает не сразу. Копится дебиторская задолженность, и поставщик испытывает большие трудности из-за нехватки оборотного капитала.

— Стратегия развития в кризисные периоды – это всегда риски, — убежден предприниматель. — В 2014 году я впервые попробовал воспользоваться кредитными средствами.

Часто владельцы бизнесов принципиально не берут займы из-за высоких ставок. Возвращать банку деньги с процентами – для многих непосильная ноша.

— Ставки действительно высокие. Например, у меня есть коммерческий кредит под 14,8%, — констатирует предприниматель. — Но без заемных средств не обойтись, благо сейчас в поддержку малого и среднего бизнеса начали работать госпрограммы. Появилась возможность получить доступный кредит со ставкой до 5% на пополнение оборотки. Я планирую воспользоваться этой формой поддержки, поскольку необходимо приобрести в лизинг новое оборудование.

2020-й: локдаун

Новый вызов – пандемия коронавируса. Отменены все массовые мероприятия, большинство предприятий отправляют на карантин. Впереди длительный период простоя. Для многих он закончился плачевно: большими потерями или полным закрытием бизнеса.

— Работать всем запретили, три месяца мы сидели по домам, — рассказывает Алексей. — При этом производство находилось на арендных площадях, а платежи никто не отменял. Зарплату я тоже выплачивал – помогла «подушка безопасности» в виде ранее заработанных средств. Самое сложное было договориться с клиентами, объяснить им, что сроки поставки переносятся не по нашей вине.

Запустить производство удалось раньше, чем другим. В разгар пандемии по закону могли работать те, кто выполнял заказы для готовящихся к открытию предприятий общепита.

— У нас был такой договор на поставку мебели в новую пиццерию Рыбинска, — отмечает руководитель. — Вообще говоря, за все 16 лет работы ни в один из кризисов мы не оставались без заказов.

В результате предпринимателю удалось полностью сохранить коллектив, ни один человек не попал под сокращение.

— Это позволило получить поддержку от государства – льготный кредит под 2%. Он был доступен, если не растеряешь сотрудников. На заемные средства приобрел оборудование – новый кромкооблицовочный станок. Он более производительный, выполняет восемь операций за один проход. Но и более габаритный. Вновь дилемма – стоит ли в кризис расширять производственные площади? Решили, что стоит – и увеличили их в два раза, до 800 кв. метров.

Мухин уверен: кризисы подталкивают к развитию, преобразованиям, переформатированию модели бизнеса.

— Когда не штормит, перемен не хочется – все ведь и так идет хорошо. А перед лицом угроз начинается поиск нестандартных решений, — говорит он. — Два года назад я прошел обучение по организации производства. Многое поменял, часть полномочий делегировал, еще по части написал инструкции для сотрудников. Перешел на новую учетную систему – «1С: Управление нашей фирмой», так как прежняя не позволяла отслеживать производственные процессы. Вложения оказались немаленькие, но в итоге они того стоят, — убежден предприниматель.

Мухин оптимизировал складское хозяйство, ввел автоматическую инвентаризацию. Это, как показала практика, серьезно упрощает рабочие процессы. Например, получив накладную, кладовщик не тратит время на хаотичные поиски, а за один проход собирает всю фурнитуру. В результате высвобождается уйма времени для совмещения других функций.

— У нас два кладовщика. Но это не единственная их роль на производстве. Они еще и водители. Кроме того, первый работает на участке сварки, второй – на кромочном станке. Таким образом, работники не простаивают без дела и больше зарабатывают.

2021-й: санкции

Мебельное производство в России зависит от импорта. Из-за рубежа поступают оборудование, расходные компоненты. Взять хотя бы фурнитуру. Чаще всего петли, ручки, доводчики закупают в Италии, Германии, Австрии. С усилением санкционного давления нарушились логистические цепочки, и мебельщики столкнулись с дефицитом комплектующих. Контейнеры с заказами застревали на несколько месяцев. Российские производители тоже не спасали. Внутри страны, по оценкам экспертов, выпускается менее 10% от того, что потребляет рынок.

— Стал искать аналоги европейской фурнитуре. И понял, что среди отечественной продукции их не существует, — констатирует Мухин. — Между тем спрос мебельщиков возрастал. Я общался с коллегами из разных регионов, чтобы объединить усилия для решения проблемы. Но чтобы наши заводы выпустили что-то новое, необходимы коллективные требования по качеству. Маленький заказ им попросту не интересен. Но оказалось, что в большинстве своем мебельщики инертны, не требовательны и довольствуются тем, что уже есть на рынке.

Ситуация складывалась печальная: даже если объем продукции российские производители теоретически и могли увеличить, то ассортимент – нет. Однако переходить на менее качественные комплектующие рыбинцам не хотелось.

— Старались искать компромиссы. Например, использовать не подъемники, а другие системы открывания, распашные двери, — продолжает предприниматель. — Только в 2022 году начала появляться китайская фурнитура достойного качества, потом возобновились поставки из Италии.

Иногда рыбинским мебельщикам требуется решать совершенно не стандартные задачи. Они необходимы, чтобы профессионально расти.

— В сентябре прошлого года клиент заказал необычный выдвижной шкаф-сейф высотой до потолка, его предстояло вмонтировать в стену, а выдвигаться он должен был без видимых механизмов, о которых знал бы только хозяин. Ни один поставщик фурнитуры не мог предложить таких механизмов. Тогда нам пришлось самим придумывать и воплощать в жизнь эту конструкцию.

В штате у Мухина два конструктора-технолога, он и сам принимает участие в разработке новых проектов. И вообще любит изучать технологии, бывать на мебельных выставках, открывать для бизнеса новые направления. Недавно компания освоила производство мягких форм: пуфиков, кроватей, изголовий.

— Первый пуфик делал сам. Делал долго, — улыбается Алексей Мухин. — С виду кажется, что все просто, однако в действительности процесс достаточно сложный: изделие нужно обтянуть единым полотном, с одним стыком. Пришлось сесть за машинку и осваивать навыки шитья. Иначе не получится. Пока сам не попробуешь, модель не разработаешь, техпроцесс не опишешь, как ставить задачи перед работниками?

 

Взгляд в будущее

Алексей Мухин понимает, что очередной кризис с окончанием 2022 года не закончится. Однако в будущее смотрит с оптимизмом, пусть и с осторожным. На это у него есть свои причины. Прежде всего, он следит за переменами, которые происходят в городе.

— Если ты знаешь, куда стремится власть, то можешь выстроить сценарии развития своего дела, открыть новую производственную площадку или новый бизнес. Сейчас в Рыбинске оформился серьезный запрос на создание комфортной среды для молодежи. В руководстве города хотят, чтобы люди не уезжали, а, наоборот, оставались у нас, — отмечает предприниматель. — Появился тренд на развитие общественных пространств, кафе выходят на улицу. Логично предположить, что будет востребована уличная мебель.

Алексей Мухин не только пристально наблюдает за процессами изменений, но и сам стремится в них участвовать, пытается влиять на решение накопившихся проблем. Главная из них – дефицит рабочих рук.

— Закрываются площадки, которые обучают рабочим специальностям. Нет слесарей и столяров, нет станочников на металлообработку. Тех немногих, кто появляется, забирают крупные заводы, для малых предприятий кадров уже не остается, — разводит руками работодатель. – Это повсеместное явление, и мы не исключение. Коллектив у нас в основном возрастной – 50 лет и старше. Вопрос – где взять молодых, которые готовы учиться? Их нет.

С предложением о возрождении профессионального образования по рабочим специальностям Мухин выходил на Координационном совете по малому и среднему предпринимательству в Рыбинске. Если объединить усилия, можно достучаться до тех, кто принимает решения.

— Диалог с властью необходим так же, как необходим обмен мнениями, налаживание контактов внутри бизнес-сообщества, — убежден Мухин. – Корсовет по МСП, «Опора России» много дают в плане общественной активности и развития бизнеса. Каждая встреча дает новые связи, новые знания. Чем больше вокруг нас нетворкинга, чем больше мы узнаем людей, тем эффективнее можем влиять на ситуацию, плодотворнее работать и развивать свой бизнес.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме