В центре Рыбинска появилось по-настоящему сказочное пространство, где стрелки часов остановились в пяти минутах от полуночи, а Новый год – это не просто праздник, а состояние души. Здесь запускают бумажный серпантин, слушают грампластинки, мастерят елочные игрушки, пьют советское шампанское. На необычную экскурсию по ушедшей эпохе приглашает Юлия Панова – вдохновительница и создательница музейной выставки «Новогодние истории».
Открываешь дверь – и с порога попадаешь в счастливое советское детство. Наверное, счастливое не потому, что именно советское, а потому, что детство. Под ногами шуршит конфетти, которого здесь едва ли не горы, а сверху буквально отовсюду «льется» серебряный дождь.
— Мне повезло – в интернете нашла объявление о распродаже советских запасов с фабрики в Малой Вишере, которая давно закрыта, – делится радостью сочинительница «Новогодних историй». – Возможно, кто-то наводил порядок в старом гараже и наткнулся на эти богатства. И я скупила у них все мешки. В этих залах практически все с прошлых времен: мебель, игрушки, пластмассовые новогодние елки, радиоприемники…
Рукодельница и большая любительница старины и винтажа, Юлия Панова за несколько лет собрала большую и разнообразную коллекцию елочных игрушек, старых и не очень, редких и «как у всех». Ватные елочные игрушки она мастерит и сама: милые девчушки в пальтишках, снеговички, грибы-боровики. Когда игрушек стало много, женщина решила, что хватит им томиться под замком.
Первый раз часть своего собрания она представила на выставке в Рыбинском музее-заповеднике. Это было три года назад. А теперь у «Новогодних историй» Юлии Пановой появились собственные апартаменты – целых три зала с узнаваемой атмосферой советского прошлого.
— Главное отличие нашей музейной выставки в том, что здесь практически все можно потрогать и подержать в руках, а что-то даже примерить. Например, карнавальную маску лисички из советского детского сада, – говорит Юлия.
Одна из экспозиций посвящена Новому году в период Великой Отечественной войны. Оказывается, в это время даже елочные игрушки были особенные – агитационные и тоже настроенные на приближение Победы. На елку вешали отлитые в стекле парашюты, красноармейцев в буденовке, серп и молот, красные звезды, напоминающие ордена. Даже шуба у ватного Деда Мороза из сороковых больше напоминает офицерский тулуп.
Дедушки, конечно же, занимают на музейной выставке особое место. Самые старые сделаны из ваты – такие гостили практически под каждой советской елкой. Ватных Морозов, по словам Юлии, в Союзе выпускали вплоть до девяностых, однако особенно популярны мягкотелые дедушки, посыпанные молотой слюдой, были в 1930-50-е годы. Отдельно под елочкой кучкуются Морозы, сделанные в Ярославле: в ярких шубах, улыбающиеся, курносые, с толстыми щечками, как у малышей. Еще один землячок – крохотный фарфоровый дедушка из Песочного, с мешком за плечом и неожиданно с черными усами.
В морозной компании есть редкие экземпляры – Дед Мороз из Удмуртии, которому жарко, – в шубе нараспашку и его модный коллега из Воронежа – в наряде с орнаментами, напоминающими народную вышивку.
— У них даже лица отличаются! – говорит Юлия. – Они делались небольшими артелями, вручную. На аукционах цена на редкие экземпляры доходит до 100-300 тысяч рублей.
Среди стеклянных елочных украшений тоже есть настоящие сокровища. Их даже на елку не вешают – хранятся исключительно в коробочке.
— Старинную игрушку распознать достаточно легко – она из толстого стекла, тяжелая, – хозяйка вручает мне блестящий увесистый шар, который еле помещается в ладони. – Такими украшали елки до революции, а потом какое-то время по их образу и подобию делали игрушки советские кустари.
Игрушки отражают эпоху, под звуки мелодии с трескучей пластинки рассказывают о своем времени. В шестидесятых Новый год открывали космонавты, ракеты и спутники из стекляруса. А благодаря Никите Хрущеву на елках шестой части суши дружно заколосилась кукуруза.
Вершина теплой ностальгии по Советам – композиция, посвященная «самой новогодней» киноленте – «Иронии судьбы». Здесь и фото Ипполита в серванте, и портфель Лукашина с березовым веником, и красный телефон.
— Для детей такой телефон – вещь совершенно не знакомая. Они с удивлением узнают, что диск нужно крутить! – улыбается Юлия. – Хочется передать детям нашу историю, а взрослым – подарить приятные воспоминания. Сейчас у людей большой запрос на добрые, хорошие эмоции. А ведь подобные старые игрушки, елки, Деды Морозы были у всех. Вот почему истории о них так откликаются в сердце.
«Новогодние истории» не закончатся зимними каникулами и будут работать круглый год. Юлия Панова планирует развивать музейную выставку, отдельные экспозиции посвятить фабрикам игрушек – московской, ленинградской, из Малой Вишеры, продолжить исследовательскую работу.
— Я очень люблю фильм «Карнавальная ночь» и отдельную композицию хочу посвятить ему, сделать декорации, фотозону, – делится планами основательница музейного пространства.