Избранное Темы 25 декабря 2022

Рыбинская кукла

Прессовщицы, склейщицы, отдельщицы, шкуровщицы, раскрасчицы, набивщицы и одевальщицы – все это названия профессий из цеха игрушки, который существовал в Рыбинске в советское время

Болотина Тоня, Ильичева Люба / Рая Иванова

Два года назад «Рыбинские известия» знакомили читателей с воспоминаниями горожан о работе фабрики кукол, небольшого предприятия на ул. Ломоносова в районе Мыркинских бань.

Судьба фабрики заинтересовала рыбинских музейщиков, а наша статья «Куклы родом из Рыбинска» стала началом увлекательного расследования. Научный сотрудник музея-заповедника Елена Жукова, за плечами которой более тридцати лет работы в крупных музеях Санкт-Петербурга, в том числе Эрмитаже, больше трех месяцев провела в областном архиве, по крупицам собирая ценную информацию. Этой осенью ее доклад о цехе игрушки вошел в сборник научных материалов XIX Золотаревских чтений.

Елена родилась в Горьком, в Рыбинск приехала в 11 лет, а после школы рассталась с ним на десятилетия. Вернулась два года назад – «послужить любимому городу». Результат не заставил себя долго ждать.

Елена проштудировала огромное количество архивных дел. Пролить свет на историю цеха игрушки помогли расчетно-платежные ведомости и приказы по предприятию Городского промышленного комбината Рыбинска, появившегося в далеком 1936 году. Именно в его подчинении работали разные производства, обслуживающие нужды города, и не только – парикмахерские, ремонтные мастерские, фотоателье, химчистки и цеха – трикотажный, дерево- и металлообработки.

В списке числилась и артель игрушки, позже переименованная в цех. В довоенное время столяры и токари изготавливали здесь примитивные лопатки, пирамидки и кубики из дерева, а в 50-е игрушки стали делать из папье-маше методом горячего прессования с последующей обработкой.

По мнению Елены, переход на новую технологию был связан с приходом на комбинат в 1952-м выпускницы Загорского техникума игрушки Лидии Федоровны Барановой. Специалист прошла путь от мастера и начальника цеха игрушки до главного инженера и замдиректора комбината. И, скорее всего, была знакома со знаменитой книгой сотрудницы Загорского НИИ игрушки В. Лаптий, создавшей, по сути, наглядное пособие по организации такого производства.

Передовой процесс изготовления игрушек оказался капризным. Больших вложений он не требовал, поскольку куклы рождались из отходов – бумажного и картонного срыва, мучного смета, опилок. Но весь цикл занимал вагон времени.

— Бумажную массу замешивали с клеем и разогревали до 160 градусов. Затем заливали в медные или бронзовые формы и прессовали подобно тому, как делается печенье «Орешки». На выходе получались половинки головок, ручек и ножек. Их нужно было хорошо просушить и потом склеивать между собой. Затем снова сушка, шпаклевка, а после ошкуривание – чтобы стыки стали незаметны. И только тогда части будущих кукол окрашивались из пульверизатора нитрокраской телесного цвета в три слоя, расписывались и покрывались лаком. Все это занимало не меньше недели, — рассказывает Елена.

Артель, 4 пятилетка

Здесь же в цехе над туловищем кукол колдовали швеи – у рыбинских Аленок, Марусь и Леночек оно было тряпичным – из бязи. Его набивали ватой, которую брали в соседнем ватном цехе по производству матрацев, а когда тот закрыли – заказывали в Шуе и Некоузе. Каждой кукле шили свой наряд – платьице, трусики, штанишки, шапочки, обували в туфельки и сапожки. У швей были самые высокие показатели, поэтому и зарабатывали на сделке мастерицы больше остальных сотрудников.

Судя по сохранившимся музейным фото, цех изготавливал и лошадок в технике папье-маше довольно внушительных размеров.

— Всего в цехе игрушки работали порядка 50 человек – начальник цеха, мастер, бракеры, наладчицы, приемщицы, электрики, возчики, сторожа и ученицы, в отопительный сезон нанимали еще и кочегаров, — рассказывает Елена. — Некоторые осваивали несколько специальностей, чтобы заменить коллег на время болезни или отпуска. Кстати, за работу с вредными нитрокрасками сотрудники получали дополнительные 12 дней к стандартному отпуску советского гражданина и отдыхали целых 24 дня.

На фабрику трудоустраивались после школы совсем еще юные девчонки. Заволжским приходилось добираться на смену на пароме – моста через Волгу еще не было. Уникальные фотографии сотрудниц кукольной артели за работой обнаружились в фонде музея-заповедника, в «Альбоме-эстафете Щербаковского Горкома ВЛКСМ в честь 40-летия Великого Октября».

Вплоть до 1967 года предприятие работало шесть дней в неделю, в две смены с 8 до 17 и с 17 до 1.30 ночи. Неудивительно, что при таком графике в цехе была текучка.

За месяц коллектив создавал 700-800 изделий – крохи по сравнению с тем, что могли крупные пластмассовые фабрики, где с конвейера каждый день выходило по несколько тысяч кукол. К тому же у изделий из пластмассы было явное преимущество – долговечность. Их можно было купать без опаски, ронять и не бояться, что игрушка сломается.

Все это в совокупности поставило жирный крест на дальнейшей судьбе кукол из папье-маше. История цеха длиной более полутора десятков лет прервалась в 1969-м.

— Ярославское Управление местной промышленности издало приказ, в котором сообщалось, что цех игрушки переименовывается в галантерейный и переходит на пошив галантерейных изделий – электроспиралей для утюгов, дамских поясов и полукорсетов, — говорит Елена Жукова. – Причем работать здесь продолжали те же люди после переобучения.

По словам научного сотрудника, в истории рыбинской игрушки еще много неясного, поэтому исследование нужно продолжать. Нет ни одной рыбинской куклы и в коллекции музея, такой здесь обрадовались бы особенно.

— Игрушек приносят много, на днях подарили очень красивого крокодила Гену из полиэтилена московской фабрики «Малыш». Культовые герои мультфильмов и книжек нам очень нужны. Но мы не теряем надежды разыскать и хотя бы одну местную куколку.

Научный сотрудник музея-заповедника Елена Жукова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме