Проблему теплоснабжения города обсудили на круглом столе в Муниципальном совете
20 января в Муниципальном совете Рыбинска прошел круглый стол, посвященный теплоснабжению. Инициатором обсуждения выступила Татьяна Герасимова, депутат от Северного микрорайона. К обсуждению темы были приглашены глава Рыбинска, его первый заместитель, представители управляющих компаний и новое руководство «Рыбинской генерации».
— Горожане просят о помощи – в квартирах холодно. Мне пишут, что температура в помещениях опускается до 12 градусов. Жалобы поступают от жителей Северного, в этом году к ним присоединился и Центр, где раньше проблем с теплом не было, – рассказывает Татьяна Герасимова.
В сильные морозы, в праздничные дни, люди не могли дозвониться до «Рыбинской генерации», чтобы прояснить ситуацию.
— Есть горожане, которые заверили меня, что не будут оплачивать счета за отопление. Они готовы обращаться в суд или выступать ответчиками, если ресурсники подадут к ним иск, – говорит депутат.
Недовольные качеством теплоснабжения рыбинцы пишут заявления прокуратуру, городскую администрацию, жилнадзор и в саму «Рыбинскую генерацию».
— В Генерации мне отвечают, что во всем виноваты управляющие компании, которые не подготовили дома к зиме, – объясняет Татьяна Герасимова. – УК утверждают, что температура теплоносителя на входе в дома намного ниже норматива.
Проблема, которую обозначила депутат от Северного, касается и других микрорайонов со старыми сетями – Центр, Переборы.
— Износ сетей по Рыбинску — 80%. Трубы одномоментно во всем городе заменить не можем. Сейчас меняем на Полиграфе – 70% проблем по этому району уже снято, – говорит Иван Дубино, первый замглавы Рыбинска.
Вплоть до декабря 2022 года «Рыбинская генерация» принадлежала частной компании ТГК-2. Сейчас перешла в собственность города.
— В 2020 и 2021 году ТГК-2 практически не меняла сети. В 2022 году мы заставили предприятие исполнять обязательства, – говорит Дмитрий Рудаков, глава Рыбинска. — При ремонтной программе компании в 80 млн рублей, мы добавили еще 100 млн рублей из бюджетов области и города.
По словам главы, за 20 лет концессии ТГК-2 планировало потратить на замену сетей всего 800 млн рублей.
— Компания была ориентирована на финансовый результат, а не на качественное теплоснабжение города. Мы договорились с губернатором, что входим в программу Минстроя по модернизации ЖКХ. Рыбинск в этой сфере — главная болевая точка области. Благодаря поддержке Михаила Евраева нам выделяют из федерального бюджета 700 млн рублей. Также финансирование Рыбинск получит и от области, – объясняет глава города. — На 2023-2024 год запланирован капремонт теплосетей по федеральной программе — не менее 40 км из 227 км сетей.
Дмитрий Рудаков рассказывает, что сейчас идет согласование схемы теплоснабжения. После ее утверждения будет скорректирована инвестиционная программа и внесены изменения в концессионное соглашение. Кроме того, синхронизирована работа с Управлением городского хозяйства в части проведения ремонтов. В Рыбинске будут одновременно приводить в порядок дороги, дворы и теплосети, которые проходят под ними.
По мнению Виктора Тамарова, который возглавил «Рыбинскую генерацию» в середине января, проблема не только в ветхих трубах, которые в мороз не выдержат нормативного давления, но и в старых котлах, а также внутридомовых сетях.
— В городе 25 котельных, в них 90 котлов, из них работоспособных – 60. В пике зимы мы технологически не можем выйти на тот график, который должен быть при -30. Мы вынуждены работать в максимально доступном режиме. Зачастую именно в морозы мы специально недогреваем, иначе мы просто «встанем» всем городом, – объясняет Тамаров.
Руководитель «Рыбинской генерации» говорит, что когда идет недогрев, жители домов, которые оборудованы общедомовым прибором учета, не переплачивают.
— Есть еще дома с верхним розливом – там неизолированные трубы проходят по холодному чердаку. В -30 это сильно влияет на температуру теплоносителя. Кроме того, управляющие компании некачественно проводят подготовку домов к зиме – не промывают внутридомовые системы. Жалобы поступают с одних и тех же адресов. В этом году мы предложим управляющим компаниям промыть внутридомовые системы и оценить качество теплоснабжения в следующем сезоне, — рассказывает о планах Виктор Тамаров.
Депутат Нина Чистякова, руководитель управляющей компании, подтверждает, что проблемы с промывкой внутридомовых сетей есть.
— В домах, где стоят приборы учета, председатели не дают сливать систему. Где возможно, моем водой, а надо — специальным раствором, машины для изготовления которого в Рыбинске нет, – объясняет депутат.
Еще одна причина холодных батарей – самовольное снятие конусов (сужающих устройств для выравнивания давления в сети) на вводах в одни дома, что приводит к низкому давлению в конце ветки, идущей от котельной. Улучшая теплоснабжение своего дома, «умельцы» нарушают систему во всем районе.
– Если сейчас нет возможности оказать услугу надлежащего качества, то почему повысили тариф и норматив с декабря? Люди получили счета на тысячу-две выше, чем в ноябре. В некоторых квартирах суммы за тепло – 6-7 тыс. рублей. При этом жители говорят, что замерзают. Почему нельзя было ситуацию сгладить, или хотя бы объяснить людям, почему они должны платить такие деньги за то, что мерзнут? – задает вопрос Татьяна Герасимова.
В ответ на это Иван Дубино объясняет, что в Рыбинске было принято ошибочное решение о переходе на оплату за отопление по схеме 1/7 – только во время отопительного периода. По его мнению, возврат к ежемесячным платежам за тепло позволит горожанам эффективнее планировать семейный бюджет. Эту идею поддержал и глава города.
На вопросы о неэффективном взаимодействии с горожанами и управляющими компаниями Виктор Тамаров говорит, что у «Рыбинской генерации» не было своих серверов, программного обеспечения и контакт-центров. На звонки горожан должны были отвечать сотрудники ТГК-2, которые работали по своему графику.
— С 1 февраля вводятся дополнительные диспетчеры. Они будут работать с 17 до 21 и отвечать на звонки жителей. В марте будет организована полноценная диспетчерская служба, которая будет работать с 9:00 до 21:00, – объясняет Дмитрий Рудаков. — Совместно с ИРЦ планируем открыть офисы обслуживания населения во всех районах города. В них можно будет обращаться по вопросам перерасчета и качества оказания услуг.
Будут созданы личные кабинеты всех абонентов в интернете и организована автоматическая система оповещение об отключениях.
— Взял под личный контроль вопросы взаимодействия Рыбинской генерации с управляющими компаниями, – подвел итог встречи глава Рыбинска Дмитрий Рудаков.
Нашли сто причин,а виноватых нет.При приводе в Рыбинск генерации сделали инвестиционную надбавку к тарифу — контракт не исполнен.С 1 декабря ещё подняли тариф на 13% под благими намерениями.Взяв у Сатурна тепло , генерация делает наценку для населения 60% и при этом не платит Сатурну.Куда уходят деньги? Ошибочное решение брать плату 1/7 ? Так есть ФЗ № 261 ст 13 ,который обязывает взымать плату только за предоставленные услуги. На 2023г фонд Модорнизации ЖКХ уменьшил расходования средств в Ярославской области на один млрд,руб. Хотя и выделенные 100 млн.руб ещё не могут освоить.
Во всех крупных городах теплоснабжение идет преимущественно от крупных ТЭЦ, где тепло — побочный продукт производства электроэнергии и поэтому дешевое. А в Рыбинске маленькие кочегарки, которые производят только тепло на устаревших котлах. Конечно, оно будет дорогое.
Был проект постройки парогазовой ТЭЦ в Юго-западной промзоне, но его заморозили еще в 2017.
cheremuha.com/2017/01/30/stroitelstvo-tets-za-15-milliardov-zamorozheno-na-neopredelyonnyiy-srok.html