В нескольких регионах страны в школьных столовых можно выбрать блюда, как в кафе. Суп «Дальневосточный», мясо по-мексикански, паста с соусом «Альфредо».
А что же в Рыбинске? Для того чтобы готовить более широкий ассортимент блюд, нужно полностью менять принцип работы школьных пищеблоков, говорят специалисты.
Школьное питание – одна из самых сложных отраслей. Детей нужно кормить полезно и вкусно, еда должна быть безопасной, горячей, сбалансированной по белкам, жирам и углеводам, с минимальным содержанием соли и сахара, без вредных добавок. Все эти требования должны соблюдать повара, готовящие пищу, контролировать представители департамента образования, специалисты Роспотребнадзора.
— Ресторанное меню в школе – это, конечно, интересно. Но возникает вопрос – как это организовать в условиях сложившегося технологического процесса? Например, в Рыбинске школьные повара ежедневно кормят почти 19 тысяч детей. Производство в таких объемах – это огромная махина, которую просто так по щелчку пальцев не изменишь, — рассуждает директор МУП «Торговый дом «На Сенной» Сергей Иванченко.
Сейчас стоимость завтрака в школах составляет 75 рублей. Сюда входит не только набор необходимых продуктов, но и зарплата поваров, налоги, транспортные расходы, затраты на приобретение посуды, моющих средств, спецодежды и инвентаря.
Вводить новые блюда можно только если есть полная уверенность, что они будут востребованы, в столовых не будет оставаться излишков, затраты на которые никто не возместит.
— Широкий ассортимент блюд в столовых предполагает и большую нагрузку на школьных поваров, а они и без этого трудятся в режиме цейтнота – начинают работу в 6 утра, а в некоторых учебных заведениях – уже в 4. В последние годы у них еще прибавилось работы. Школьные столовые не закрываются даже летом – здесь кормят ребят, посещающих летние лагеря, — рассказывает Иванченко.
Директор департамента образования Римма Брядовая уверена – в школьных столовых достаточно широкий выбор блюд и без ресторанного меню. Особой популярностью у учеников пользуется пицца «Школьная», тушеная с мясом картошка, запеченное куриное филе.
— Новые блюда в школьном меню периодически появляются. Специалисты оценивают их популярность, по результатам оставляют либо убирают из ассортимента. Принципиальный момент в том, что они учитывают рекомендации рецептурной книги с четкой раскладкой блюд по белкам, жирам и углеводам, требованиям санитарных правил и норм. Делать упор на широту ассортимента и при этом соблюдать требования к детскому питанию – сложная задача, — продолжает Римма Брядовая.
Если заглянуть на сайты школ, можно увидеть, что меню в столовых меняется ежедневно.
— Если вчера утром была каша, то сегодня – творожная запеканка, — говорит Сергей Иванченко.
Он подчеркивает, что именно в школьных столовых дети знакомятся с многообразием вкусов и блюд.
— Если мы даем ребятам котлету, можете быть уверены – она из натурального охлажденного мяса. Если кашу – то на свежем молоке из фермерского хозяйства. Проблема в том, что современные дети зачастую не знакомы со многими полезными блюдами, потому что не приучены родителями к здоровой пище, — продолжает специалист.
Действительно, многие дети при виде мегаполезной рыбы морщат нос и говорят «фууу».
— Конечно, жареная рыба отличается по вкусу от рыбного блюда, приготовленного на пару в пароконвектомате. В модернизированных школьных столовых еда готовится на современном оборудовании, сохраняющем максимум пользы. Но это – полдела. Учителям и родителям необходимо объяснять детям, почему нужно выбирать именно такую пищу, приучать есть правильно дома, — уверена Римма Брядовая.
Школьное питание хотя и консервативная, но все же совершенствующаяся отрасль. Так, в рыбинских школьных столовых уже давно исключены из меню сосиски. Никаких полуфабрикатов – таков лозунг рыбинских школьных столовых.
Проверить это на практике могут сами родители. Мамы и папы, предварительно предупредив директора школы, могут побывать в школьной столовой. Посмотреть, в каких условиях едят дети, какие блюда им подают, купить школьный обед и сами оценить качество приготовленной пищи.
Одна из распространенных претензий к школьному питанию – остывшая еда. Любое, даже самое вкусное, блюдо так себе угощение, если оно холодное.
— В котлах еда горячая, при раздаче она тоже горячая. А вот как сделать так, чтобы ее такой получали школьники – вопрос не к поварам, а к классным руководителям, — разводит руками Сергей Иванченко.
Для того чтобы дети получали горячие завтрак и обед, учителям необходимо продумывать логистику. Например, приводить кормить детей группами по несколько человек. Тогда повара смогут оперативно небольшими партиями выдавать горячие порции.
— Порой родители волнуются, что их ребенок останется голодным, потому что не ест то или иное блюдо. Напомню, что, помимо организованного питания, включающего определенный набор блюд для завтрака и обеда, у школьников есть свободный выбор. За дополнительную плату ученик может приобрести в столовой салат, второе блюдо, пирожок или пирожное с чаем, — рассказывает Римма Брядовая.
При этом, чтобы избежать отказов от еды, в школах стараются прислушиваться к детским предпочтениям и вкусам.
Классный руководитель может централизованно заказывать меню на неделю для целого класса: завтрак, второй завтрак с буфетной продукцией, обед. Например, в одной рыбинской школе дети предпочли несколько дней подряд есть запеченное куриное филе с картофельным пюре, в другой – макароны с мясной подливой. И тарелки были абсолютно чистыми.
Сугубо индивидуальный подход в школьном питании – цель труднодостижимая, но первые шаги на сложном пути уже сделаны. Специалисты говорят – за последние годы в школьных столовых дети стали меньше покупать булочки-пирожные и чаще выбирать горячие блюда.
Меняется и отношение к организации школьного питания. К примеру, в столовой школы № 28 после ремонта появились компактные разноцветные обеденные столики, рассчитанные на 4-6 человек. Такой маленький штришок помогает создать уютную обстановку и даже чуть-чуть приблизить тебя к ресторанной атмосфере.
Ладно хоть в подведомственных подразделениях Иванченко случаев отравления пока нет,в отличии от фирм Максима Вахрукова.
Если ребенок в школьной столовой не ест то или иное блюдо — то это уже проблема не школы, а семьи. Потому что это всего -навсего каприз у детей. В семье, дома должны объяснить ребенку, что нельзя долго сидеть голодным, что это не способствует образовательному процессу и усвоению новых знаний. А в школах кормят хорошо и вкусно.
Согласна, нормально кормят в школе. Мои и завтрак берут, и обед. Не ресторан, конечно. Но есть можно.
Только бы хлеб из минипекарен или из Дружбы с Атрусом не брали — там «улучшителей» от химии до другой органики и прочей фигни — горы.
Не поделитесь информацией о фигне из «Дружбы» и «Атруса»? Постоянно покупаю дружбовские черный «Бородино» и батон «Нарезной», очень нравятся. Атрусовские маленькие батоны тоже вкусные.
Читай состав и тогда козлёночком не станешь. Такой «хлеб» даже на конкурсы качества не допускают. Мы предпочитаем продукцию рыбинского хлебозавода на ул. Захарова, основанный в начале 19 века и пекут по советской технологии вкуснятину.
А что сразу на «ты», думаешь, намного меня старше? Сильно сомневаюсь. Ну да ладно. Почитал состав, напомнить? Он у этих хлебов одинаков, только мука разная, естественно: мука, песок сахарный, масло растительное, (+кориандр, солод у черного), соль, дрожжи. На последнем месте улучшитель Универсал — сам состав найдешь?) От чего становиться козленочком?)) Что за хлебозавод на Захарова? Как называется? На ценниках он по названию, номеру, без них сложно найти, чтобы попробовать.) Ну и состав заодно напиши, уже интересно. Вкусным (очень вкусным) в СССР хлеб был только в его южных, хлебных, пшеничных регионах. В Рыбинске — только пока теплый.
В.А., извините что на «ты», я родился после 20-го съезда КПСС и, наверное, моложе вас. Эта пекарня, рядом с моей школой №32 на Моховой, основана в 1835 году и пока ещё выпускает натуральный хлеб и он есть в сети «Магнит» на отдельных лотках как и при вашей молодости и есть ещё один завод в Ярославле, который тоже выпускает чистый продукт с синей наклейкой в «Дружбе» а вы не поленитесь погуглить что такое за «улучшители» и из чего они и какие болезни провоцируют т.к. эта газета запрещает ссылки.
Я и вправду немного постарше — родился до предыдущего съезда.) Что до хлеба, то вы, вероятно, имеете ввиду хлеб ООО «Рыбинская кондитерская фабрика 1836 года» , который продают в сети «Магнит»? Он мне тоже нравится и я иногда его с удовольствием покупаю тоже. Сейчас меньше — не по зубам.) Вот только не нашел я ни их сайта, ни сведений о составе их хлеба, что странно. Сомневаюсь, что они не используют улучшители, в наших краях вряд ли просто найти муку с необходимыми хлебопекарными качествами. Если у вас есть сведения, не могли бы вы написать состав их хлеба? Для чего применяют улучшители, мне известно, да и интернет не дорогой. А состав улучшителя «Универсал» (я не зря его указал, его легко найти) — мука пшеничная, мука соевая, сахарная пудра, антиокислитель-аскорбиновая кислота Е 300, стабилизатор- карбонат кальция Е 170, технологические вспомогательные средства- ферменты (альфа-амилаза, липаза, гемицеллюлаза). Что там такога уж вредного, тем более, учитывая его количество в батоне (0,1-0,3 % от массы муки)? Может, вы что-то другое нашли?
Меня удивило в одном из сюжетов что что рыбинские дети не любят рыбные блюда! Это ж полезней мяса и, похоже,в этом тоже вина родителей.
Попробуйте котлету в школьной столовой от Иванченко, на мой вкус и вкус детей, это котлета со вкусом рыбы, месево ппотивное, поэтому и не едят, всё очень просто
Юля, вы сами дома- то рыбу едите? И,видимо, как котлеты делаются, тоже представления не имеете…