Его студенты берут призы конкурсов профмастерства. А на днях знаком «Молодость и профессионализм» губернатор Михаил Евраев наградил и самого наставника.
Отремонтировать фен или утюг, водяной насос или прожектор. Установить квартирный счетчик, розетку или выключатель. Обслуживать оборудование в цехе огромного предприятия. Везде нужен электромонтер, или, как мы говорим в быту, электрик. Их работа – не допустить «конца света». Таких специалистов готовят многие колледжи Рыбинска, в их числе и РПЭК.
Здесь получил профессию Алексей Барков, а после выпуска решил не покидать родные стены. 26-летний рыбинец трудится мастером производственного обучения, преподает азы профессии вчерашним девятиклассникам. Его рабочее место – просторная мастерская, где учебные стенды начинены кабель-каналами, реле и прочими лампами.
Здесь мальчишки, которые умели разве что лампочку менять, осваивают основы ремесла.
— А после выпуска ребята могут собирать электрощит на уровне специалиста. И на практике некоторые так хорошо показывают себя, что им уже рабочее место готовят, — говорит наставник.
Конечно, как и в любом учебном заведении, в колледже есть люди случайные, поступившие туда под давлением родителей, например. Алексей говорит о них – «отбывают за партой до армии». И добавляет:
— Бывает, равнодушного студента оживляет практика. Он видит, как интересно на производстве, сколько денег он сможет заработать. И теорию сразу начинает подтягивать. Действительно, опытный электромонтер высокого разряда на производстве может получать 60-70 тысяч рублей, а на вахтах и намного больше.
Но куда приятнее мастеру поговорить о звездочках, о мальчишках с горящими глазами – о тех, кто после учебы тянет свет у отца в гараже и чинит однокашникам плойку или гирлянду. Эти студенты Баркова и после основных занятий в колледже не спешат домой, готовятся к конкурсам профмастерства.
Так, его подопечный Даниил Сорокин несколько раз брал призы областных конкурсов профмастерства – испытаний WorldSkills, где соревнуются студенты всех региональных колледжей. А готовил к конкурсам его Барков.
— Уровень заданий на WorldSkills каждый год повышается, как повышаются и требования к профессии электромонтера. Ребята имеют дело не с примитивными лампочками, а с самым современным оборудованием, которое прямо сейчас работает в цехах предприятий, — рассказывает Алексей Барков. — Они должны не просто уметь монтировать кабель-каналы, работать с программным реле. Вчерашнего школьника просят самостоятельно составить схему – быть не исполнителем, а инженером. Это, по сути, уровень вуза, это высший пилотаж!
Чтобы готовить студентов к профессиональным конкурсам, мастер сам должен быть играющим тренером. Алексей регулярно работает по основной профессии, берет заказы на электромонтаж, чтобы руки не забыли. Практика для преподавателя обязательна, нельзя замыкаться только на программе колледжа, надо быть ближе к реальности, к настоящему производству, куда после учебы придут его студенты.
Почему Алексей вообще остался работать в колледже? Ему, юному выпускнику РПЭКа, тоже поступали предложения устроиться на производство.
— Мне в студенчестве так нравилось изобретать схемы, придумывать необычные решения, глаза горели, когда все получалось, — вспоминает Барков. — Бывает, человеку нужны стабильность, режим, размеренность, но это не по моему характеру. Сегодня я счастлив выдумывать нестандартные задания, конкурсы, находить подходы к самым непростым студентам.
Любой педагог – вечный ученик. Прямо сейчас Алексей на сессии, оканчивает пятый курс ЯГПУ, получает полноценное педагогическое образование. «Все вышло, как я и мечтал после выпуска, – спокойной мою жизнь назвать сложно», — смеется наставник.
Итак, он остался в колледже. Не испугало и то, что он был ровесником своим ученикам. Даже сегодня 26-летний Алексей внешне не сильно отличается от подопечных – 17-18-летних подростков. А когда только начал работать в РПЭКе, и вовсе сливался с толпой студентов. Первое время завоевывал авторитет, ребята могли всерьез не воспринимать его требования. Но это не отвернуло Алексея от преподавания.
— Без поддержки я бы не справился – меня всему научил мастер Александр Виноградов. Меня, студента, он учил профессии, меня, мастера, он учил приемам наставничества. Я чувствовал себя как за каменной стеной и спокойно осваивал новые навыки, — говорит Барков. – А с ребятами я быстро наладил взаимопонимание. Многих так зажгла профессия, что они разрабатывали схемы сверх программы, присылали мне варианты на корректировку. Практику весь мой первый выпуск прошел успешно.
Для счастья Алексею не хватает напарников – его учитель Александр Виноградов вскоре уходит на пенсию, Барков остается один. «Хотел бы я готовить еще больше конкурсантов, ребята способные есть, но не хватает сил и времени», — сожалеет он.
Уже сегодня Барков трудится не на одну ставку, преподает теорию – читает лекции по электротехнике, заменяя коллег. А после занятий в свободное время он готовится к лекциям, практикумам, конкурсам. «Бывает, с работы и после 22.00 выходишь. И по выходным работаешь. Наверное, я трудоголик», — смеется наставник.
Но молодые люди не спешат присоединиться к коллективу колледжа. И дело даже не в небольшой зарплате.
— Если работать на совесть, можно прожить: тебе доплачивают и за студентов-призеров, и за переработки, и как молодому специалисту, — поясняет мастер. — Тут главное – специфика работы с людьми, с подростками. Можно быть отличным технарем, спецом своего дела и неважным наставником. Не умеешь объяснять, не хватает терпения, легко раздражаешься. А терпение в нашем деле – самое главное.
Самое приятное в профессии наставника – когда тебя благодарят бывшие подопечные, говорит Алексей. Вчерашние студенты часто пишут ему – как устроились, где трудятся. «Работаю, спасибо за знания, спасибо, что замотивировали развиваться дальше», – лучшая похвала мастеру.
Главное отличить лампу накаливания переменного тока от лампы накаливания постоянного тока.