Не по-провинциальному масштабный, величественный, запоминающийся. Спасо-Преображенский собор в Рыбинске был построен в 1838-1851 годы по проекту Авраама Мельникова, ректора Петербургской академии художеств. Деньги на храм ассигновали рыбинские купцы: Вязьмин, Миклютин, Кувшинников, Наумов, Попов, Переславцев, Журавлев…
В советское время собор только чудом остался цел (по одному из проектов его собирались снести). Новая жизнь для него началась в начале уже нового, XXI-го, века. В 2006 году главный храм Рыбинска был отреставрирован по проекту архитектора Натальи Гончаровой, средства на восстановление пожертвовал меценат Виктор Тырышкин. Росписи тогда восстановить не удалось. Двадцать лет спустя Рыбинск стал на шаг ближе к тому, чтобы утраченные фрески вернулись на стены и своды храма.
15 февраля в Спасо-Преображенском соборе состоялась презентация эскизов росписей. Художники ярославской мастерской «Реставратор» более трех лет трудились над тем, чтобы воссоздать на бумаге образы, украшавшие храм до революции. Огромная, кропотливая работа!
Отдельного внимания заслуживает макет, который помогает явственно представить, как выглядели интерьеры собора полтора столетия назад. Наполненный воздухом, светом и чистыми красками — такой мы видим его миниатюрную модель.
Созданию графических листов предшествовали тщательные научно-исследовательские изыскания, поиск информации в архивах и музеях. В рыбинском архиве реставраторам посчастливилось найти уникальный документ — реестр росписей собора.
— Собор расписывался в 1846-49 годы замечательной мастерской палешан, которой руководил Николай Львович Сафонов. В реестре росписей содержатся сведения, где и какие были композиции, — рассказывает Татьяна Васильева, заместитель директора по научной работе художественной мастерской, ведущий искусствовед Ярославской области.
Ряд ценных документов был обнаружен в Палехском музее.
— Там сохранилось великолепное собрание мастерской Сафоновых — иконные прориси, кальки, снятые с исторических композиций в разных храмах, — продолжает Татьяна Васильева. — Кроме того, мы работали с аналогами — смотрели, что представляла собой монументальная живопись в сороковые годы XIX века. Изучали не только провинциальные храмы того времени (в Ярославле, Владимире, Костроме, Твери), но и то, чем жила столица. У рыбинских купцов были прочнейшие связи с Петербургом и Москвой, они ориентировались на лучшие образцы столичного зодчества. Поэтому мы исследовали материалы по Казанскому и Исаакиевскому соборам в Петербурге, церковь Большого Вознесения в Москве. Проводились исследовательские работы и в самом соборе. Мы очень благодарны за помощь работникам архивов, Рыбинского музея, краеведам, общине собора.
Таким образом, почвой для создания эскизов послужил целый комплекс научно-исследовательских работ.
Несмотря на то, что на руках у реставраторов были некоторые графические документы и словесные описания фресок, полного представления о том, как выглядели интерьеры храма, они не давали. Как именно изображали те или иные библейские сюжеты старые мастера, какими красками они были написаны, как располагались в пространстве? Автору эскизов пришлось немало поломать над этим голову.
— Рыбинск — город богатый, и купцам хотелось, чтобы собор и снаружи, и внутри производил впечатление. Убранство храма было богато декором. Каждый купол, каждый световой барабан был в росписи, — отмечает художник-реставратор Александр Коршунов. — Вы посмотрите, какие здесь плоскости! Одни изломы: паруса, арки, своды… И девяносто с лишним сюжетов! Нужно было уравновесить, подружить композиции по цветам, декору, пластическим структурам.
Еще одна трудность — лепнина.
— На сохранившейся фотографии убранства видны лепные рамы, а какими именно они были, не ясно, — разводит руками реставратор. — Но это точно не классицизм. Так как храм русский, пришлось обратиться к русской традиции, к иконостасной резьбе и дружить виноградную лозу с классической композицией. И таких головоломок очень много.
Важной особенностью росписей Спасо-Преображенского собора Александр Коршунов называет связь с местной историей. Так, здесь появляется композиция с образом святого праведного воина Федора Ушакова. А один из приделов посвящен святому благоверному князю Михаилу Тверскому. Фактически именно этому иконописному изображению собор во многом обязан своим появлением.
В тридцатых годах XIX века богатый рыбинский купец Михаил Вязьмин завещал 40 тысяч рублей (огромнейшие по тем временам деньги!) на строительство Спасо-Преображенского собора — эта сумма впоследствии стала главным фондом для создания храма. У мецената было условие — посвятить один придел храма его тезоименитому святому. Воля завещателя была исполнена, и в соборе действительно была композиция с образом князя Михаила Тверского. В своих эскизах художники ее восстановили.
Проект ярославского «Реставратора» был представлен федеральному научно-методическому совету, прошел государственную историко-культурную экспертизу, получил согласование в госорганах охраны памятников. Часть большого пути пройдена. И теперь собор может использовать его для дальнейшей работы.
Однако для того чтобы вернуть в храм росписи, потребуются годы и огромные денежные средства. Только по приблизительным подсчетам, эта сумма составляет 209 млн рублей. По закону город не может вкладывать средства в реставрацию памятника, который не является муниципальной собственностью (храм принадлежит епархии). На федеральные средства тоже рассчитывать не приходится — их выделяют, только если культовый объект находится в федеральной собственности.
— За помощью в поисках источников финансирования реставрации мы обратились к губернатору. Восстановление росписей — важное событие не только для города, для всего региона. Будем надеяться, что найдутся предприятия, меценаты, которые помогут собору вернуть росписи, — говорит Лариса Сорокина, заместитель главы Рыбинска по соцвопросам. — Мы понимаем, что многие люди именно по таким знаковым объектам формируют свое представление о городе и о нас, его жителях — как мы храним, бережем то, что нам досталось от предыдущих поколений.
В 2018 году начал свою деятельность благотворительный Фонд содействия в воссоздании и сохранения Спасо-Преображенского собора Рыбинска. Его задачей является воссоздание внутреннего убранства и утраченных росписей одной из главных святынь Поволжья. Любой человек может быть сопричастным к этому делу.
Надеюсь что после восстановления в правах наш Юрий Ласточкин сможет это — ведь десяток колоколов при его участии сделали.
Зачем возиться, сделайте красиво. Время то идёт, нельзя жить дореволюционными идеалами. И современными материалами. Это не музей, а дом молитвы.