Инновационные решения и современные материалы, полная замена дорожного полотна, восстановление старых бетонных конструкций, осушение воды у опор и привлечение к ремонту плавсредств. Что ждет «рыбинскую чайку» в ближайшие два года, читайте в интервью с Александром Огарковым, руководителем проекта АО ГК «ЕКС».
То, что капитальный ремонт Волжского моста в Рыбинске – процесс практически беспрецедентный, по крайней мере, для нашего региона, сомневаться не приходится. Работа идет круглосуточно. С начала марта на объект вышли около 70 человек днем и 50 – по ночам. В пиковые моменты на стройку выйдут 250 рабочих одновременно. Проект не только объемный, но и архисложный в силу целого ряда причин.
— Капремонт такого сооружения, как мост, — всегда очень непростая задача, — говорит Александр Огарков. — В случае с Волжским мостом в Рыбинске процесс усложняется еще и потому, что конструкция старая. Когда имеешь дело с новым типовым мостом, четко понимаешь, какой объем каких работ предстоит выполнить, можешь четко спланировать график. Здесь все иначе. Многие задачи ты можешь поставить только непосредственно на объекте, выяснив по факту, в каком состоянии находятся те или иные конструкции или сколько потребуется материалов. Сохранилось мало чертежей. Проектировщики непрерывно работают над изысканием материалов в архивах, мы ведем обмеры и отправляем им.
Чтобы построить новое, нужно разобрать старое. Капремонт начинается с демонтажных работ на той половине моста, где закрыто движение.
— Сначала уберем перильное барьерное ограждение, столбы освещения, займемся выносом всех коммуникаций, — рассказывает руководитель проекта. — Работы будут проводиться одновременно со стороны левого и правого берегов.
Второй этап – демонтаж дорожного полотна.
— Будем снимать плиты с асфальтовым покрытием. Когда установятся благоприятные погодные условия, и на улице потеплеет до плюс пяти, запустим дорожную фрезу – на оставшемся участке снимем весь асфальт, демонтируем плиты пролетного строения, — продолжает Огарков.
Иными словами, рабочие уберут все, по чему рыбинцы ездили и ходили шесть десятков лет. Под ногами строителей будет зиять пропасть. Насколько это безопасно для действующей части моста?
— Все учтено. Проектным институтом произведен расчет, в связи с этим на мосту введены ограничения по весу и по скорости, чтобы не допустить негативного воздействия от проезжающего транспорта, — утверждает подрядчик. – Хочу обратиться к жителям: ограждения, которые выставлены на мосту, – это не просто так, они установлены ради вашей безопасности!
На демонтаж первой части моста потребуется порядка 3-4 месяцев. Однако точный срок обозначить сложно, поскольку конструкция старая и таит в себе множество сюрпризов, с шестидесятых годов какой-либо серьезный ремонт на мосту не производился.
Параллельно с разбором дорожного полотна будет производиться ремонт конструкций.
— Работы будут идти поэтапно. После демонтажа определенного участка, например эстакадной части, начнем ремонт опор – непосредственно по вертикальной поверхности. Одновременно на этом месте будем устанавливать новую плиту проезжей части. И так далее – следующие участки, — поясняет Огарков.
На этом этапе в тротуарах будут заложены новые каналы под сетевые коммуникации: электрокабели, проводной интернет, судовая сигнализация. После того как по месту зальют новые плиты, положат слой гидроизоляции и новый асфальт, подрядчик приступит к монтажу ограждений и фонарей.
— Новые мачты освещения будут в том же стилевом решении, что и на Волжской набережной – под старину, — уточняет Александр Огарков.
Одна из главных проблем моста в его нынешнем состоянии – это деформационные швы и влага, которая попадает в конструкцию. Она разрушается, все дефекты проезжающие по мосту могут в буквальном смысле слова прочувствовать на себе. По мнению подрядчика, в старом проектном решении эти моменты были не до конца продуманы.
— Новую плиту будем заливать по месту, и деформационные швы будут выполнены по современным технологиям. Однако надо понимать, что стыки нельзя перекрывать полностью – они должны работать, и чувствительность при проезде швов все равно останется, однако будет незначительной, — отмечает руководитель проекта.
Это на будущее. Однако уже сейчас подрядчик произведет небольшой ремонт на швах — для удобства автомобилистов и увеличения скорости прохождения моста:
— Ямы в районе стыков мы уже залили литым асфальтом и будем следить за их состоянием.
Арки моста и опоры рабочие демонтировать не будут – они останутся на месте. Но в дальнейшем займутся и ими.
— Понятно, что в течение шестидесяти лет материалы старели и разрушались. Рыхлый бетон предстоит удалить, оголить конструкцию до арматуры, которая тоже будет обрабатываться, чтобы исключить ржавление. Саму поверхность опор и арок будем восстанавливать в объемах современными высокотехнологичными составами. Прочность у них в два раза больше, чем у бетона. После этого наносится слой гидроизоляции – она предотвратит попадание воды внутрь. Финальный этап – покраска. Все процессы жестко описаны и выполняются по результатам обследований, — описывает последовательность работ руководитель.
Глобальный ремонт моста требует неординарных решений. Часть работ подрядчик выполнит с воды с применением плавсредств.
— Вокруг каждой опоры моста, которая находится в воде, будут возведены ограждающие конструкции, оттуда будет выкачиваться вода, укладываться тампонажный слой бетона. Появятся строительные леса, с которых будет производиться ремонт тел опор. Для таких работ могут применяться баржи, плавучие краны, — делится планами Огарков.
Какие меры безопасности будут приняты для защиты курсирующего по мосту транспорта и рабочих? Этот вопрос беспокоит каждого, кто въезжает на мост.
— Мы установили специальные датчики, которые мониторят конструкцию в онлайн-режиме, — объясняет подрядчик. — Любые отклонения, нежелательные деформации, если они появятся, будут сразу замечены специалистами, и по ним будет принято решение.
Для безопасности автомобилистов по пролету моста расставлены парапетные бетонные блоки, рассчитанные на удерживающую нагрузку. В случае если кто-то заснет за рулем, они не допустят съезд машины с моста.
В середине моста, где большая ветровая нагрузка, будет натянута мусороулавливающая сетка.
— Пыли много не будет, поскольку в основном мы будем применять технологию алмазной резки и демонтаж крупными кусками, — поясняет Огарков. — В эстакадной части, на берегах появится ограждение строительной площадки.
После того как асфальтобетонное покрытие, освещение и ограждения будут восстановлены на одной части моста, строители перейдут к капремонту второй половины конструкции. Когда это произойдет?
— В планах – ноябрь этого года, — объясняет подрядчик. — Но сроки могут корректироваться, потому что проект очень сложный, в нем много нюансов. Например, помимо организации движения по мосту, нужно увязать и движение под мостом – там ходят суда. Проектом предполагается устройство конструкций, которые будут занижать его габариты. Рабочие должны оказаться под мостом, чтобы произвести демонтаж и в дальнейшем – восстановление бетонного покрытия. Сейчас идут согласования графика с Каналом имени Москвы, окончательная схема работы будет понятна только после этого. Возможно, реверсивное движение будет введено и для судов.
Кроме самого моста, большие изменения произойдут и на берегах.
— На левой стороне Волги появится круговое движение. Будут организованы два кольца: одно на выезде с моста, другое – на перекрестке улиц Коллективизации и Рыбинской. Предстоит построить новую систему ливневой канализации, локальные очистные сооружения на обоих берегах для очистки стоков, — рассказывает Александр Огарков.
Разворотное кольцо на правом берегу останется на прежнем месте, но и его ждет обновление – замена асфальтобетонного покрытия.
Но к этим работам подрядчик приступит уже после того, как ремонт Волжского моста будет полностью завершен.
Помнится годах в 93-95 было очередное испытание моста колонной грузовиков с песком и наш опытный технолог и конструктор Лев Калинин сказал что с момента открытия моста никто не снимал дорожное полотно а лишь к коммунистическим праздникам настилали, не жалея, очередной слой бутерброда который добавил тысячи тонн нагрузки на мост. К сожалению точную цифру его расчёта я забыл.
Мост через Волгу в Рыбинске строил Мостоотряд № 6 , строительство моста закончено в 1963 г.Спустя 35 лет ,в 1998 году Мостоотряд делал ремонт моста.Возникли сложности с ремонтом 5ой опоры моста,по этой причине движение по мосту было прекращено на два месяца.Вся техническая документация на мост в Мостоотряде № 6 есть.Должна она быть и в департаменте строительства рыбинской администрации.Мостоотряд №6 существует и работает до сих пор по адресу г.Ярославль Тутаевское шоссе 93,есть сайт.Неужели Александр Огарков не знает этого? Есть проект на ремонт моста,нарушение или изменение проекта строителями дело наказуемое.
Как согласуется «проектирование по факту вскрытия» и сметная стоимость работ в конкурсной документации? И вообще, смета есть?
С большой вероятностью, как это теперь принято в современной России, строительство остановится из-за «нехватки финансирования». Схема давно отработана и обкатана. Тем более, что раньше уже заявлялось об этом.
А дальше уж как пойдет …..
В худшем варианте город рискует остаться вообще без моста. Вернее с полуразобранным, брошенным, полностью закрытым для движения мостом.
Дай Бог что этого не случится.
С учетом того, что проект делал сам ЕКС под себя, что обследовали все конструкции, в т.ч. и подводную часть (привлекали водолазов), такой подход «вскроем — увидим», прям как у хирургов «Первой истребительной» вызывает большие вопросы. Уже давно есть методики неразрушающего контроля бетона, асфальта, арматуры. Но для нас всё в новинку?
ЕКС уже показали свой уровень качества при ремонте Добрынинского путепровода… Сделали выводы? Увидим