Когда встал вопрос, кем быть, Ефим Черемнов прикинул, что делать людей красивыми выгодно. И неожиданно для родных оставил учебу в вузе и поступил в ярославскую Школу редких профессий.
Сейчас он – стилист международного класса, один из организаторов городского фестиваля моды Fashion fest. Попав в профессию почти случайно, он добился успеха и признания, своим примером доказывая – иногда полезно свернуть не туда, чтобы попасть куда нужно.
Это сейчас Ефим Черемнов – гуру модных стрижек, мастер колорирования, амбассадор известного производителя средств по уходу за волосами. Двадцать лет назад он стоял на распутье. Ефим родился в театральной семье, его дед, Анатолий Куров, был заслуженным артистом России, служил в Рыбинском драматическом театре.
— Все детство я провел за театральными кулисами, казалось бы, все говорило о том, что мне тоже надо идти в актеры. Но в 10-11 классах сложно определиться с будущей профессией раз и навсегда. И я почему-то решил стать инженером. Проучившись три с половиной года в рыбинском вузе, сказал себе – хватит. И забрал документы, — рассказывает Ефим о нелегком поиске себя в профессии.
Памятуя о знаменитом деде, он еще раз всерьез задумался о театральной карьере.
— Но во мне заговорила алчность. Я знал, что актеры зарабатывают немного, при этом хотел жить хорошо. В то же время я вращался в творческой среде, где были парикмахеры, стилисты. Подумал – вот то, что мне нужно. Стричься-краситься народ всегда будет. Парикмахер – это ремесло, которое всегда с тобой, где бы ты ни был, — вспоминает Ефим о своих метаниях.
И он подал документы в областную Школу редких профессий. О том, как поступал, можно снимать комедию. Абитуриенты обязательно должны были сделать прическу на длинных волосах и представить ее приемной комиссии. Для новичков работали подготовительные курсы, где можно было научиться создавать объемные конструкции из волос.
Было лето. Ефим был по уши занят – вел свадьбы, банкеты, выступал с пародийными номерами. Его кипучей творческой натуре было некогда ездить на учебу. Поэтому когда настало время Ч, будущий стилист схватился за голову. Как сделать прическу, если до этого к волосам не прикасался?
— Думал, ну начешу какой-нибудь кокон. Но этого ведь мало — нужно что-то нестандартное. Случайно услышал по телевизору новость о том, что в Чечне после известных событий открылся новый театр, где поставили современную пьесу «Холодная война». Название зацепило, я стал придумывать, — рассказывает Ефим.
Он решил сделать модели контрастный образ. Замотал ее в отрезы ткани черного и красного цвета, дополнил образ длинной цепью. Вместо кофты на руки надел капроновые колготки и повесил на них фигурки человечков. На одну половину лица модели нанесли обычный дневной макияж, другую – выбелили и нарисовали брызги крови, а начес на голове закрепил вязальными спицами.
Приемная комиссия была в шоке, как и абитуриенты, поступавшие вместе с Ефимом.
— Помню, когда «защищал» свое произведение, обернулся, а в приоткрытой двери цепочка голов от пола до потолка маячит. И в глазах у всех смесь удивления и ужаса, — смеется он сегодня.
У членов приемной комиссии нервы оказались крепче. Председатель заметил, что с таким представлением молодому абитуриенту прямая дорога в театральный вуз. И что к созданию причесок его работа не имеет отношения.
Но дерзкий Ефим заявил:
— Я показал фантазию, а ваша задача научить меня, как профессионально претворить ее в жизнь.
Позже Черемнов узнал, что после этого случая обязательным условием вступительных экзаменов стало не только создание прически, но и ее художественное представление.
— Где-то прочитал, что профессия парикмахера считается одной из самых счастливых. Мы не просто делаем прически, мы создаем хорошее настроение у людей. Они рады, и нам хорошо, — говорит Ефим.
За долгие годы он научился легко щелкать ножницами, играть с формой и цветом волос. За кажущейся простотой и уверенностью действий стоит большой опыт, кропотливое изучение современных тенденций, а главное — искреннее увлечение профессией. В его ремесле нельзя стоять на месте. Каждый год появляются новые тренды, совершенствуются техники стрижки и окрашивания волос. Нужно быть в курсе последних тенденций.
Возьмите, к примеру, классическое каре. Казалось бы, ничего нового придумывать не надо. Ан нет.
— Раньше специалисты делали прямой срез волос, поэтому зачастую прическа выглядела на голове словно каска — в волосах не было движения, ветра, легкости. Сейчас мастера обязательно ножницами прорабатывают текстуру волос. Или мелирование. Помните, в начале 2000-х все ходили с полосатыми, как арбузы, волосами? Сейчас такая техника окрашивания волос тоже применяется, но стилисты стремятся к более мягким, естественным переходам цвета, — рассказывает Черемнов.
Он не против модных экспериментов, в том числе с цветом. Будучи амбассадором известного производителя профессиональной косметики и красок для волос, он с удовольствием красит волосы клиентов в модные розовые, синие, зеленые тона. Его кредо — главное, чтобы это было стильно.
— Когда я вижу на улице молодых девушек и парней с колорированными, но немытыми или плохо расчесанными волосами, спрашиваю про себя — зачем? Зачем создавать такой яркий акцент на своей внешности, если не можешь элементарно поддерживать голову в порядке? Все больше склоняюсь к мысли, что еще в школе надо на специальных уроках рассказывать подрастающему поколению о моде, стиле, элегантности, важности ухода за собой, — рассуждает мастер.
Он считает, что следовать моде — это не главное, есть нечто гораздо более существенное. А именно — стиль и наличие хорошего вкуса.
— Говорят, что Москва модная, а Питер — стильный. Рыбинск в плане моды, тенденций красоты больше похож на Северную Пальмиру. Рыбинцы предпочитают индивидуальный подход к выбору одежды, прически, макияжа. Любые модные «писки» доносятся до нас через три-четыре года, пропускаются горожанами через призму собственных предпочтений, порой воспринимаются очень настороженно, — рассказывает Черемнов.
Он вспоминает, что чуть ли не одним из первых предложил горожанкам попробовать накладные ресницы. Сначала наши дамы не понимали, зачем это им нужно, остерегались подобной бьюти-услуги, зато спустя несколько лет вошли во вкус. Да еще как!
— Во всем нужна мера. В одном
интервью историк моды Александр Васильев рассказал, что однажды зашел в магазин и увидел кассира с накаченными губами, нарощенными ресницами. Все в образе было через край. Он не выдержал и спросил, зачем ей все это. В ответ услышал — а чем еще мне привлекать мужчин? Жизненно и грустно одновременно, — говорит Ефим.
Недавно Ефим в очередной раз организовывал в Рыбинске Fashion fest — модный фестиваль, в котором приняли участие маститые и начинающие стилисты и модельеры. Праздник прошел на ура, но при этом выявил одну существенную проблему — необходим не разовый, а постоянно действующий проект, который объединил бы творческих людей Рыбинска, вывел их из тени неизвестности.
— О многих мастерах жители города не слышали. А ведь у них очень интересные современные работы. В Рыбинске шьют модную повседневную и спортивную одежду, делают замечательные вязаные вещи. Главное, что новые имена появляются постоянно. Хочется, чтобы горожане их знали. Поэтому я мечтаю о создании в городе современного Дома мод, где модельеры могли бы представлять свои коллекции, проходили бы дефиле модной одежды и причесок, работали обучающие курсы и семинары для всех, кто хочет и может создавать красоту, — фантазирует Черемнов.
Говорят, красиво жить не запретишь. Красиво шить, стричь, красить тоже. Главное — вовремя понять, что создавать красоту — твое призвание.