Упоминания в документах приот-крывают нам подробности происшедших событий. Так, грамотой 1534 г. великого князя московского Ивана Васильевича (будущего царя Ивана IV) Покровскому угличскому монастырю предоставлялись различные пожалования. В том числе и те, что распространялись на находящийся во владениях угличской обители «в Ярославском уезде в Семеновском стану на Устье Шехонском монастырь Петр свят с деревнями». Грамота при этом разрешает не взимать налоги – мыт, явку и никакие иные пошлины, если «поедет от Петра святаго с Усть Шехсны в монастырь или из монастыря поп со крестьяны о монастырском деле».
Первое упоминание «Петровской стороны», свидетельствующее о существовании одноименного монастыря на левом берегу в нижнем течении Шексны, содержится в грамоте удельного князя Андрея Большого Угличского 1478-1482 гг. другому монастырю – Троице-Сергиевому. В Сергиеву обитель угличский князь вкладывал пожню, которую косили крестьяне с «Петровской стороны» (левого берега) Шексны. Вклад делал князь Андрей «на поминок по своем отце» – великом князе московском Василии II, ослепленном своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой и вошедшем в российскую историю с прозвищем Темный. Но не только по нему, но и «по всем своем роду. А Бога молят за мою матерь, за великую княгиню, и за великого князя, и за меня, и за наши дети».
Эта фраза будет присутствовать в грамотах угличского удельного князя в 70-80-е годы XV в. неоднократно. И в ней – отражение многолетних усилий великой княгини Марии Ярославны разрешить длительный конфликт между своими сыновьями, наследниками великого московского князя Василия Темного. Конфликт, который привел к появлению на правом берегу Волги напротив владений Андрея Рыбной и Борисоглебской слобод, завершился арестом угличского князя в Москве в 1492 г. и его гибелью.
Влияние матери на своих детей хорошо отражено в первой договорной грамоте («докончании») московского великого князя Ивана III и его брата князя Андрея Большого от 1472 г. Грамота заключена не только по благословению митрополита, но и «по слово матери нашие великие княгини на сем на всем».
Иван III сам дал повод для междоусобицы своей бескомпромиссной политикой расширения велико-княжеского удела. В 1471 году все его братья со своими полками помогли ему одержать победу в битве на реке Шелони, предрешившей присоединение Новгорода. Но он этот «примысел» в нарушение традиции делить ни с кем не собирался – «ему ся все подостало, а им жеребья не дал из него».
Открытый конфликт великого князя с братьями Андреем Большим, Борисом Волоцким и Андреем Меньшим начался осенью 1472 г. Поводом стало присоединение Иваном III к московским владениям выморочного удела их родного брата — Юрия Васильевича Дмитровского, умершего 12 сентября и не оставившего наследников. Для разрешения конфликта Иван отдал Борису Вышгород, а Андрею Меньшому Тарусу. Для этих же целей великой княгиней Марией Ярославной в период до сентября 1473 г. была инициирована передача Андрею Большому купленных ею у ярославских князей волостей Романов городок и Усть-Шексны на левом берегу Волги.
Во второй договорной грамоте между московским и угличским князем, подписанной в начале осени 1473 г., было зафиксировано, «…что, брате, пожаловала тебе мати моя, великая княгини, своими куплями Романовым городком да Усть-Шокъсны, что купила оу князя у Семена и у Василья оу Шехонских и того мне, великому князю, и моему сыну, великому князю под тобой и под твоими детьми блюсти». Это обещание будет повторено еще дважды – в договорных грамотах 1481 и 1486 г. Кстати, именно на эти три грамоты между Иваном и Андреем сто лет назад обратил внимание выдающийся российский краевед Алексей Алексеевич Золотарев, начав после них поиск названия «Усть-Шексна» в более ранних источниках и обнаружив упоминание Усть-Шексны в «Повести временных лет» под 1071-м годом.
В результате подарка матери в руках Андрея, помимо переданных отцом Углича, Устюжны, Звенигорода, Бежецкого Верха, оказались одни из лучших рыбных ловель своего времени по Волге и нижнему течению Шексны. По свидетельству 20-х годов XVI в., оставленному австрийским дипломатом Сигизмундом Герберштейном, «Рыба, что заплывает из Волги [Шексною] в … озеро [Белое]… рыбы, которые заходят из Волги в эту реку [Шексну]…, гораздо лучше…».
К тому же через Усть-Шексну проходил путь из Москвы на Белоозеро, как водный, так и сухопутный. Недаром летопись под 1446 г. сообщает, что здесь Волгу переходили вброд. Как тут не соорудить таможню для обложения налогом проезжающего мимо торгового люда? Именно к периоду удельного княжения Андрея Большого относятся первые сведения о мытчиках Усть-Шексны, начиная с документов 1475 г. Мыт был основным налогом, взимавшимся с проезжающих, наряду с тамгой, от названия которого и пошло в русском языке слово «таможня».
Остался ли удовлетворенным соглашением угличский князь? Судя по более поздним событиям, вряд ли. Он хотел большего. Зимой 1477-78 г. Андрей Большой принял участие во втором походе Ивана III на Новгород, который привел к окончательному включению города и его владений в состав Московского государства и низвержению вечевого колокола. Младшие братья Ивана III второй раз не получили новых вотчин на присоединенных землях. Как следствие, в августе 1479 г. Андрей Большой и Борис Волоцкий не приехали на освящение Успенского собора в Московском Кремле, а в начале 1480 г. Андрей Большой и Борис Волоцкий отъехали к литовскому рубежу в Великие Луки. Их вероятной целью было требование арбитража польского короля Казимира в соответствии с правилом, установленным завещанием их отца Василия Темного.
Казимир дал женам мятежных братьев в кормление Витебск. Но вместо роли арбитра выступил подстрекателем похода хана Ахмата на Русь – «король бо и подвел его на великого князя». Мария Ярославна снова склонила своих сыновей к переговорам, в которых со стороны великого князя участвовал влиятельный ростовский митрополит Вассиан Рыло. Переговоры между братьями продолжались лето и осень 1480 г. на фоне похода хана Ахмата на Русь и знаменитого стояния на реке Угре. По их результатам состоялась передача Андрею Можайска в феврале 1481 г. В конце стояния на Угре братья соединились с войском великого князя,
а Андрей Большой даже принял участие в преследовании отступавших татар.
Был ли исчерпан конфликт для Ивана III? Нет, иначе он не приложил бы усилий, чтобы расколоть коалицию братьев, переманив на свою сторону Андрея Меньшого Вологодского. Но поддержка Андрея матерью оставляла великому князю Московскому возможность лишь экономически противостоять среднему брату. Учреждение Иваном III Рыбной и Борисоглебской слобод напротив владений Андрея Большого – Усть-Шексны и Романова – было инструментом борьбы за людские и экономические ресурсы — рыбные ловли, места взимания пошлин и проч.
Это подтверждает известие литературно-исторического памятника последней трети XVIII в. «Угличского летописца». «Летописец», хоть и дошел до нас в позднем варианте, но содержит в своем составе «Повесть о князьях Угличских» с записями о XIII–XV веках. Записи «Повести» проникнуты симпатией к угличскому князю Андрею Большому, именуемому «святым и благоверным». Описание в нем владений угличских князей конца XIII в. содержит перечень населенных мест и волостей, которыми владел либо на которые претендовал именно Андрей Большой: «Имеяше же к тому благоверный князь Роман Владимирович [Угличский] при своем богохранимом княжении и прочие еще придельныя пять грады, яко же в житии его упоминаемые… Кашин-1, и Бежецкий-2, Железноустюг-3, Дмитров-4, и Звенигород-5, також к сим прилагаем и новозданный сей град Романов-6, самый же начальствуемый над ними бысть — державный и пресловущий град Углич-7. К тому же и великопосадныя три сия слободы его же … 1-Борисоглебская, 2-Рыбенска, 3-Моложская, тако же от Рыбенские вверх по Волге реке, в 20 верстах отстоящая по ону страну реки Волги, на реце Мологе, стоящая и ныне. …».
О претензиях Андрея на земли покойного брата Юрия – Дмитров – мы уже рассказывали. Но прав на Рыбную и Борисоглебскую слободы Ивана III автор «Повести» не мог бы заявить даже иносказательно, если бы речь не шла о бывших подданных, перешедших с левого берега Волги на правый, к другому князю, в ловецкие слободы.
Но когда же Иван III мог начать организацию Рыбной и Борисоглебской слобод на правом берегу Волги? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, и содержат документы об истории монастыря «Петр Святый на Усть-Шексны» и его владений.
В Писцовой книге Пошехонского уезда 1626-29 годов в конце описания владений Покровского угличского монастыря в Усть-Шехонской волости имеется ссылка на жалованную грамоту князя Андрея Васильевича 1485/86 гг. Ее содержание более развернуто приводится в писцовой выписи, данной между 1628-1631 гг. властям угличской обители на погост, «что был монастырь на Усть-Шексны реки». А на погосте – церковь теплая Благовещенья и холодная по имя Петра и Павла, три пустоши, что были деревни, и рыбные ловли по реке Волге. Основанием для наличия этих владений стало пожалование угличского князя Андрея Васильевича 1485/86 гг. Оба этих документа хранятся в Москве, в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до 2021 г. не были предметом изучения рыбинских историков и краеведов.
Факт пожалования угличским князем монастыря может указывать на то, что он был ктиторским, то есть основанным по инициативе и на средства Андрея Большого. Это достаточно распространенная практика со времен Древней Руси. Андреем, возможно, был основан также Островский монастырь на Волге, этой обители он затем пожаловал село Хопылево.
Шехонскими князьями в конце XIV-начале XV веков был основан Никольский монастырь на Шексне, на ее правом берегу, недалеко от расположения машинного зала современной Рыбинской ГЭС. На купленных у Шехонских князей в 1-й половине XV в. землях на левом берегу Шексны внук Дмитрия Донского князь Иван Андреевич Можайский основал монастырь Юрия в Раменье, ставший затем приписным к Троице-Сергиевому.
Дата жалованной грамоты Андрея Угличского Покровскому монастырю крайне важна. Все дело в том, что в июле 1485 г. умерла великая княгиня Мария Ярославна. Последний мирный договор (докончание) между Иваном III и Андреем Большим Углицким был подписан в ноябре 1486 г. Сам Покровский монастырь и его настоятель святой Паисий Угличский были тесно связаны с Андреем Большим. На средства князя в 1482 году было завершено возведение в обители каменного собора в честь Покрова Богородицы, с 60-х гг. XV в. угличский князь неоднократно делал пожалования монастырю. Местная агиографическая традиция описаний жития святого Паисия, начиная с XVII в., связывает приход святого в Углич из Макарьева Калязина монастыря также с инициативой князя Андрея Угличского.
После ареста и смерти Андрея, согласно житию, Паисий постриг в монахи старшего сына князя – Ивана Андреевича, который позднее был прославлен Русской церковью как святой Игнатий Вологодский.
Интересная деталь: согласно грамоте, Андреем в 1485/86 гг. были пожалованы Петровскому монастырю не только монастырь и деревни, но также и рыбные ловли на Волге рядом с ним. Это известие отчасти объясняет, почему упомянутая впервые в своей истории в духовной великого князя московского Ивана III под 1504 г. Рыбная слобода имела на тот момент рыболовные угодья на Волге не напротив себя, а лишь гораздо выше по ее течению – при впадении р. Инопаж в Волгу у села Стерлядево.
От записи в завещании Ивана III вообще создается впечатление, что сама по себе Рыбная слобода – всего лишь «приложение» к рыболовным угодьям, расположенным выше ее по Волге: «Да сыну же своему Василью даю…… город Ярославль с волостьми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с Ухрою… да Инопаж и с Селцом, и с езом, что на Волзе под Рыбною слободою противу Инопажа и Селца».
Река Инопаж – это современный Фоминский ручей, впадающий в Волгу возле Стерлядева – именно его Писцовая книга Рыбной слободы 1674/76 гг. называет одноименным «Сельцом».
Вероятно, лишившись поддержки матери, мирившей братьев, Андрей после ее смерти пожаловал в 1486 г. обители, управлявшейся Паисием Угличским, рыбные ловли на Волге прямо напротив учрежденной старшим братом Рыбной слободы.
Мы имеем все основания полагать, что грамота Андрея 1485/86 гг. с пожалованиями рыбных ловель на Волге Петровскому монастырю указывает на появление Рыбной слободы в 80-е годы XV в. Пожалование ловель в пользу монастыря ограничивало новую слободу в промысловых ресурсах. И если у новой слободы было в распоряжении только одно сооружение для добычи осетровых – ез на Волге у сельца Стерлядьева, то в нижнем течении Шексны в границах владений Андрея Угличского таких было целых три, известных еще с 1-й трети XV в. – времен удела Шехонских князей.
Но надеждам Андрея не суждено было сбыться. 20 сентября 1491 г. (7000 г. от сотворения мира) Иван III, пригласив Андрея Большого в Москву, приказал схватить его и бросить в темницу вместе с его сыновьями – князьями Иваном 14 лет и Дмитрием 7 лет. В ноябре 1493 г. князь Андрей умер в заточении. Его Угличский удел был ликвидирован. А рыбные ловли поэтапно переданы правобережным слободам. При этом жителям левобережных Усть-Шексны и Романова в XVI в. было предписано записаться в правобережные велико-княжеские ловецкие слободы либо перестать заниматься промыслом.
Писцовая книга 1627-29 гг. и выпись из нее 1628-31 гг. объясняют еще один момент, связанный с первым упоминанием Рыбной слободы в завещании Ивана III 1504 г.
Усть-Шексну на левом берегу духовная грамота описывает так: «Да сыну своему Василью даю и Усть-Шоксны по обе стороны погосты и з деревнями княж Васильевские и княж Семеновские Шохонских, и с езы, и с рыбной ловлею, и со всеми пошлинами..»
Погостами по обе стороны от впадения Шексны в Волгу являются не просто храмы с кладбищами без сел, приходы которых состояли лишь из окрестных малодворных деревень, как предполагалось ранее. Как следует из документов 1627-1631 гг., Благовещенский и Петровский погост был монастырским селом при обители «Петр Святый на Усть-Шексны», которая, по всей видимости, прекратила свое существование из-за событий Смутного времени. Вероятно, село на противоположном берегу Шексны называлось Васильевским погостом, или Всехсвятским погостом – в летописи под 1446 г. храм близ брода через Волгу назван как «на Усть-Шексны у Всех святых».
В конце XVII в. село Петровский погост перестало быть монастырским и стало вотчиной князей Ухтомских – одной из ветвей князей Белозерских. В рукописи о чудесах Югской иконы Божией Матери есть рассказ о том, как в 1698 г. «Пошехонского уезду, Оусть Шехны реки Петровскаго погосту столник князь Никита Григорьев сын Оухтомской тяжко болезнию одержим, и в той болезни пребываше более года…». Люди князя были вынуждены его носить, так как сам он не мог передвигаться. Приезд в Югскую Дорофееву пустынь и молитва перед иконой Божией Матери помогла князю излечиться.
А в XVIII в. Петровское в качестве приданого за одной из княгинь Ухтомских оказалось во владении дворян Михалковых.
К сожалению, очень многое в Петровском, созданное при Михалковых, и в двадцатом, и в нынешнем столетии бесследно утрачено. На местах, где некогда стояли усадебные службы, флигели и храмы, высятся коттеджи. Парк усадьбы, хоть и становится все чаще местом городских мероприятий, по сути, не имеет постоянного и заботливого хозяина. Ответ на вопрос, как дальше сохранять и развивать второе по древности после Усть-Шексны место в Рыбинске, еще не найден.
Леонид Иванов, историк
Пригласить михалковых