Актер рыбинского драмтеатра в очередной раз примеряет на себя роль режиссера. Он ставит спектакль «Три плюс кот», премьера которого запланирована на май.
Артиста РДТ Владимира Калюкина заядлые театралы знают по множеству ярких ролей в театре. Но периодически он выступает и в роли режиссера, ставит интересные спектакли. Сейчас Калюкин вместе с актерской труппой работает над пьесой «Три плюс кот». Ее автор – Евгений Шестаков, известный современный писатель-сатирик, автор монологов Шифрина, Хазанова, Евдокимова.
Пьеса «Три плюс кот» привлекла Владимира Калюкина своей необычностью, красочной театральностью. Она рассказывает о нелегком поиске счастья. Почему-то это одна из самых сложных тем в человеческих взаимоотношениях. Кажется, что счастью всегда что-то мешает. Люди не сходятся характерами, содержанием.
— А еще люди глупее животных, — смеется артист. — Об этом сам Юрий Никулин говорил. Дескать, голодный артист выйдет играть, а вот голодного льва не заставишь прыгать с тумбы на тумбу. Очевидно, что кошки гораздо совершеннее людей. Поэтому в новом спектакле именно они будут рассказывать о людях, которые до предела заморочены, не могут решить простые проблемы, выдумывают себе сложности на пустом месте.
В спектакле заняты ведущие актеры Рыбинского драмтеатра, в том числе талантливая молодежь — Александра Капырина, Софья Скрябина, Дмитрий Медведев.
Новая постановка обещает быть яркой, в чем-то фантастичной, динамичной по цветовому и музыкальному решению. И обязательно очень смешной. Да, это будет комедия, но такая, что заставляет глубоко задуматься.
— В пьесе поставлены серьезные вопросы, которые решаются через шутку, юмор, острую форму. Есть отсылки на гэги, появившиеся еще в эпоху Чарли Чаплина, — интригует Калюкин.
О том, насколько тяжело совмещать две роли – режиссера и актера, Владимир Калюкин рассуждает философски.
— Я легко переключаюсь с одного ремесла на другое. Как актеру мне проще, потому что, по сути, отвечаю только за себя. У режиссера все по-другому. Он держит под контролем все – от создания декораций до нюансов игры актеров. Это непросто, но очень увлекательно, — рассказывает артист.
Работая режиссером, он видит свою задачу в том, чтобы доходчиво объяснить актеру его роль. Здесь Калюкин во многом ориентируется на заветы грандов русского классического театра.
— Анатолий Эфрос гениально объяснял актрисе Алле Демидовой, игравшей Раневскую, как нужно прочувствовать перспективу расставания с дорогим сердцу вишневым садом. Говорить о том, что это часть ее сущности, души, бесполезно, артисту нужны точные формулировки. Эфрос сказал – представьте, что вы смертельно больны. К вам пришел врач и заявил, что болезнь излечима. Только для этого надо нос поставить ближе к уху, а левый глаз сдвинуть в сторону. Женщина согласится на такое? Вряд ли. Для того чтобы почувствовать, как играть душевное смятение, порой нужно его испытать в реальности, — рассуждает Калюкин.
Он старается не пропускать ни одного своего спектакля, пересматривает постановки снова и снова. Коррективы не вносит. Сама жизнь делает один и тот же спектакль уникальным.
— В театре не бывает повторов. Одно и то же произведение каждый раз звучит по-новому. Потому что актеры – живые люди, у них каждый раз чуть другое настроение. Их настоящие чувства и эмоции отражаются в спектакле, преображая его. Евгений Вахтангов заставлял актеров читать вечерние газеты. Вдруг попадется то, что по теме, эмоциям, мыслям совпадает с пьесой. Актер прочитает, выйдет на сцену, а там, в зале, сидят зрители, которые тоже в курсе последних новостей. В своих ощущениях, мыслях они будут на одной волне, — рассказывает Владимир Калюкин.
Работая над спектаклями, режиссер постоянно напоминает актерам – в театре всегда нужно идти вперед. Не важно, что было у тебя вчера – успех или провал. Настал новый день, ты пришел в театр, а значит, надо вновь начинать работать.
Владимир Калюкин – натура увлекающаяся. Круг его интересов одним театром не ограничивается. Он любит Рыбинск, ему нравится гулять по городу, смотреть на него с разных ракурсов, находить интересные уголки. Поэтому он знакомит с Рыбинском туристов. Надевает костюм горожанина образца XIX века и сопровождает экскурсии.
— На поле экскурсоводов я не захожу, про исторические факты не рассказываю. Моя задача — чтобы гости города ощутили дух, атмосферу старинного Рыбинска. Поэтому мой конек – представление, я рассказываю истории, байки, которые где-то когда-то услышал. Насколько они правдивы — судить не берусь, — рассказывает Владимир.
Один из его популярных рассказов связан с именем знаменитого актера, одного из основоположников русской актерской школы Михаила Щепкина. Бытует легенда, что великий актер приезжал в Рыбинск во время гастролей по Ярославской губернии. Но только однажды. Во время последующих визитов в наши края он больше не пожелал приезжать в наш город.
— Все потому, что рыбинские купцы, известные своим нестандартным мышлением и подходом к делу, преподнесли актеру необычный подарок – целый воз деревянной щепы. Он же Щепкин! Якобы после такого подарка актер обиделся и больше не захотел играть в нашем городе, — смеется артист.