На заводе «Раскат» модернизируют производство. В мае здесь заработают два суперсовременных станка, поставленные АО «НПО «Высокоточные системы». Для них отремонтированы цеха, подготовлен персонал.
Техническим перевооружением предприятия, стратегическим планированием его будущего руководит новый директор Надежда Тихонова. Пройдя путь от технолога до руководителя, она знает всю кухню производства дорожной техники, с оптимизмом смотрит в будущее и наводит порядок на предприятии, существование которого долгое время было под вопросом.
— Надежда Ивановна, вы новый человек в нашем городе. Откуда приехали к нам? Какие первые впечатления о Рыбинске?
— До Рыбинска жила и работала во Владимире, занимала руководящий пост на крупном предприятии по производству дорожной техники. На «Раскате» я с декабря прошлого года. Честно говоря, город толком еще не видела. Некогда. Это сейчас стала немного свободней, а в первый месяц возвращалась с работы самое раннее в 9 вечера. Недавно в обед решила выбраться в центр. Заехала на набережную, потому что слышала, что там очень красиво. Действительно, живописное место. Особенно запомнился пожилой музыкант, игравший на саксофоне.
— Ваше первое управленческое решение на «Раскате»?
— Первым делом распорядилась привести в порядок рабочие места, в том числе поменять освещение на производстве и в законсервированных помещениях. До этого в цехах, где производятся катки, общего освещения не было.
Также пришлось выстраивать грамотную производственную логистику. Площади предприятия большие, рабочий тратил полчаса на то, чтобы дойти из механического участка до заготовительного и обратно.
Еще мы начали ремонт производственных площадок. В цехах вместо земляных полов появились современные наливные, была частично модернизирована система отопления. Продолжаем приводить цеха и территорию предприятия в порядок, оборудуем сварочные посты под новые сварочные аппараты, закупленные в рамках модернизации.
В конце апреля у нас начался субботник. Помахать метлой пришлось лично. Когда сама вышла на уборку, поняла, что за несколько дней не справиться — нужна как минимум неделя.
Сейчас рабочие сняли с постамента памятный каток, который приведут в порядок и вновь вернут на место. На внутренней территории выпиливаем ветхие деревья, обновим стелу заводчанам-ветеранам Великой Отечественной войны, побелим памятник Ленину. Думаю, что после глобальной уборки на территории завода станет уютнее, почти как в старые времена.
— Долгое время «Раскат» выживал, существовала реальная угроза закрытия предприятия. Как сейчас выходите из кризиса? Каких результатов уже удалось достичь?
— В первом квартале «Раскат» приподнял голову. До полного решения проблем еще далеко, но мы на пути к этому. Среди основных достижений – начало модернизации производства. В рамках инвестпроекта на предприятие поставили портальный фрезерный и токарный обрабатывающие центры для крупногабаритных изделий. Средства на обновление оборудования выделил холдинг АО «НПО «Высокоточные комплексы» корпорации «Ростех», куда входит наше предприятие.
Без лишней скромности скажу, что такое оборудование есть далеко не на каждом промышленном предприятии. Получить его стало возможно после того, как руководство холдинга удовлетворительно оценило работу «Раската» в первом квартале 2023 года.
Сейчас идет пуско-наладка центров, в мае они будут запущены в эксплуатацию.
Мы и собственными силами стараемся обновить технику, например, приобрели за свои средства гибочный станок.
Процесс обновления касается не только оборудования. На предприятии идет ревизия законсервированных производственных площадей. На закрытые цеха очередь из арендаторов, но мне, честно говоря, жалко их сдавать. «Раскат» настроен на развитие, и вполне возможно, что в ближайшем будущем они нам потребуются. Завод постепенно наращивает обороты, увеличивает количество выпускаемой продукции. На этот год у нас план в два раза больше, чем в прошлом. Если в 2022 году он был выполнен на 56%, на предприятии выпустили 70 катков, то за первый квартал 2023 года мы выполнили план по товарному отпуску на 97% — за три месяца собрали 18 катков, 10 из которых уже продали. Всего в этом году планируется выпустить 150 дорожных машин.
Нам удалось добиться прибыли, стабильной выплаты заработной платы, в том числе благодаря номенклатуре производства. Каток — вещь дорогая, сложная и окупается долго. От сборки до продажи проходит несколько месяцев, а деньги предприятию нужны постоянно. Поэтому нас очень выручило то, что мы производим крупногабаритные металлоконструкции для мини-погрузчиков, выпускаемых на предприятии холдинга — АО «Ковровский электромеханический завод». То, что мы сейчас являемся единственным производителем и поставщиком таких изделий, позволяет нам держаться на плаву, нивелировать финансовые разрывы. Под производство металлоконструкций на «Раскате» будет оборудован отдельный цех. В дальнейшем мы планируем производить окончательную сборку мини-погрузчиков. Также мы продолжаем выпускать многотонные уплотнители для мусорных полигонов.
— Как на предприятии обстоят дела с кадрами?
— Очень важно, что на «Раскате» остался костяк высококлассных специалистов, а еще то, что мне удалось найти с ними взаимопонимание. Если на других предприятиях, которыми мне довелось руководить, путь от полной неразберихи до единения рабочего коллектива и стабильной работы занимал в среднем три года, то на «Раскате» мы намного опережаем этот график. В последние месяцы люди поняли, что не брошены, что вместе мы в первом квартале этого года показали хороший результат работы, которым остались довольны руководители головного концерна.
С нового года на «Раскат» пришли 30 новых сотрудников, в том числе и молодых специалистов. Нам требуются все – от дворников до инженеров.
Я разговаривала с молодым 30-летним мужчиной, устраивавшимся к нам на работу. Человек никогда не работал официально. Пришел к нам, потому что о «Раскате» в городе стали говорить в положительном ключе. Помню, он сказал, что хочет здесь работать, чтобы быть причастным к грандиозным промышленным проектам. Вы бы видели, каким азартом у него горели глаза!
Мы не только принимаем новые кадры, но и избавляемся от балласта — люди, которые приходят на завод не работать, здесь не нужны.
— Молодежи комфортно на предприятии? Многие выпускники техникумов и вузов не горят желанием идти на заводы. Работа сложная, ответственность большая. Да и руководители ждут, что к ним придет человек, которого не нужно доучивать.
— Руководителям заводов не стоит ждать, что к ним придет готовый специалист. Потому что большинство учебных заведений учат по технологиям, которые сейчас не актуальны на предприятиях. Получив такие знания и придя потом на производство, человек не знает, что ему делать с этой информацией, не может применить ее на практике. Многие из-за этого просто боятся идти на завод. Поэтому самим руководителям предприятий нужно задать себе вопрос — а что вы сделали для того, чтобы молодой специалист почувствовал уверенность в своих силах и желание работать у вас? Если на заводах будут действовать программы адаптации молодых специалистов, новички будут понимать, что они не брошены, это пойдет на пользу кадровому потенциалу предприятий. На «Раскате» такая система наставничества есть и успешно работает.
— Несколько лет назад на «Раскате» подолгу задерживали зарплату. Удалось исправить ситуацию?
— Сейчас заработная плата на предприятии составляет 47,8 тысячи рублей. Это среднеотраслевой показатель по Ярославской области. Некоторые рабочие получают до 100 тысяч рублей. Задолженности по заработной плате по предыдущим годам полностью погашены.
Более того, на предприятии разрабатываются программы поощрения. Буквально на днях подписан приказ о премировании сотрудников, внесших предложения по улучшению производственной деятельности. Также разработано положение о конкурсе эффективного производства «Дело каждого». Привнося в работу элемент соревнования, мы стимулируем людей думать, как оптимизировать производство, усовершенствовать технологии.
— Из-за санкций многие иностранные фирмы-конкуренты ушли с российского рынка дорожной техники, в результате спрос на отечественные катки вырос на 30-40%. Вы ощутили, что конкурировать стало проще?
— Сейчас дорожная техника очень востребована. По данным Росстата, только на этот год компаниям, занимающимся дорожным строительством, требуется 1200 машин. Мы вместе с другим профильным рыбинским предприятием «Заводом дорожных машин» выпускаем около 350 единиц в год. Этого мало, нужно наращивать объемы.
После ухода ряда крупных европейских производителей работать стало интереснее. Но чтобы наравне конкурировать с единственным, но очень сильным поставщиком — Китаем, нужно проделать огромную работу. В том числе по модернизации экстерьера и интерьера катков, которые не менялись на протяжении десяти лет. Этим вопросом на «Раскате» планируем заняться в третьем квартале 2023 года.
— Кстати, как относитесь к тому, что в Рыбинске есть еще предприятие, производящее дорожную технику?
— Спокойно. Мы даже иногда консультируемся друг с другом по разным вопросам.
Мне нравится, что в городе есть соревновательная, конкурентная среда. Это бодрит, подстегивает интерес к работе. Мы не варимся в собственном соку, наоборот, смотрим, у кого какие условия работы, уровень зарплаты. Понимаем, что на том же «ОДК-Сатурн» зарплата выше, но там и работать нужно больше. У нас в этом плане более лайтовые условия.
Вообще, конкуренция – явление очень неоднозначное. Сейчас основное внимание, почет и красная ковровая дорожка отданы предприятиям ВПК. При этом пару лет назад на уровне государства говорили о необходимости активного продвижения предприятий, выпускающих гражданскую продукцию. Каждому военному предприятию давался план – наращивать минимум до 30% объем гражданской продукции. При этом, даже при поддержке государства, с европейскими производителями было очень сложно конкурировать. Сейчас государство отвлеклось от гражданского направления, зато стала более прозрачной конкурентная среда. Работать в таких условиях сложно, но интересно. Я это воспринимаю как профессиональный вызов, возможность подняться и начать новый виток развития за счет собственных сил. Именно поэтому я и приняла предложение возглавить «Раскат».
— Как складывался ваш путь в профессию? Женщина на руководящем посту в сфере производства дорожной техники — редкость.
— Я всю жизнь в машиностроении. После института работала технологом-программистом, настраивала станки с ЧПУ. Затем стала начальником тех-бюро, начальником участка ЧПУ, дальше — начальником цеха ЧПУ. После этого мне доверили производство. Работая там, я занималась всей производственно-хозяйственной деятельностью, знала и разбиралась во всех видах оборудования. Когда предложили возглавить весь завод — не отказалась.
— И вы при необходимости можете самостоятельно выточить деталь на станке?
— Разобраться, что за деталь, как она сделана, точно могу.
— Вы начинали с самых азов, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. У многих современных молодых выпускников вузов несколько иные представления о карьере. Они хотят сразу хорошую должность и большой оклад.
— Когда слышу подобные истории, привожу личный пример. Из моей институтской группы только три человека работают по профилю. В том числе я. Первые три года после института трудилась за мизерную зарплату технолога. Это в то время, когда другие однокурсники получали приличные деньги. Кто-то пошел в торговлю, кто-то занялся коммерцией. Моя подруга, окончившая курс прикладной математики, в коммерческой фирме выписывала продукты. Она зарабатывала в четыре раза больше, чем я. А мне было жалко зачеркнуть пять лет обучения в вузе ради перспективы заработать побольше денег, хотелось подтвердить статус инженера. Поэтому я набиралась опыта в сфере, которая была мне интересна. И через три года, когда в стране начался подъем дорожного строительства, я оказалась очень востребованным специалистом, пошла на повышение. С тех пор уверена, карьера и деньги — дело времени.
— Ваша отличительная черта как руководителя?
— Хвалить и говорить спасибо за любую хорошо выполненную работу. Пусть даже она является непосредственной обязанностью работника. Предпочитаю стимулировать людей и деньгами, и отношением, и добрым словом.