Главное Темы 16 мая 2023

«Торговля – только для отличников»

15 мая заслуженный работник торговли Валентина Шкакина отпраздновала юбилей

20 лет Валентина Петровна отдала торговле и общепиту. Руководила трестом столовых, была заместителем главы рыбинской администрации по торговле и бытовым услугам, возглавляла профильный департамент.

— И как я все это выдержала, — говорит она с улыбкой сегодня.

Валентина Шкакина родилась в Пскове. Семья кадрового военного, офицера-танкиста, прошедшего две войны, жила на чемоданах, каждый год меняла города. Псков, Ленинград, Рига. В 1957-м устроились в Рыбинске. Тогда маленькая Валя еще и предположить не могла, что в небольшой гостиничной комнатке на Ленина, 46, где они поселились на первое время, спустя годы разместится трест столовых, а сама она станет большим начальником.

Валентина с мамой Клавдией Ивановной

С детства девочка мечтала стать врачом. После школы с отличием окончила медучилище и даже поступила на стоматологический факультет ярославского меда, но проучилась всего курс. Восемь лет Шкакина отработала в детской больнице на ул. Зои Космодемьянской и старшей медсестрой в яслях. А после замужества ушла из медицины в общепит и торговлю, получив диплом Ленинградского институт советской торговли им. Энгельса.

— На самом деле эти сферы тесно связаны, и я была счастлива, что знала медицину. Составление сбалансированного меню, соблюдение сроков реализации, качество продуктов – везде она меня выручала, — говорит сейчас Валентина Петровна.

В тресте столовых она работала сначала диетврачом, затем ее перевели в производственный отдел – заниматься разработкой НОТ, а потом она стала заместителем директора.

Трест объединял все столовые, рестораны и кафе Рыбинска. В его структуре была и Школьная базовая столовая, которая кормила 25 тысяч детей.

— 250 торговых точек, 2500 работников, 43 единицы автотранспорта, 4 тысячи свиней, 400 коров в собственном совхозе – все это было в зоне моей ответственности, — вспоминает Шкакина. – В то время техническое оснащение столовых было просто ужасным. Это сейчас установлено энергосберегающее оборудование, а тогда стояли плиты, которые нужно было включить в пять утра, чтобы они успели разогреться к семи. Холодильные камеры чуть ли не каждый день приходилось заряжать.

В начале 1992-го глава администрации Валентин Мелехин предложил Шкакиной стать его заместителем по торговле и бытовым услугам. Валентине Петровне пришлось с нуля создавать профильную службу.

— В это время началась коммерциализация, в магазинах ничего не было, талонное распределение – как страшный сон, — вспоминает она тот период жизни. – И никто не знал, как надо работать, спросить было не у кого.

Указ президента «О свободе торговли» стал началом новой эпохи. Россиянам официально разрешили торговать в любых удобных для них местах – с лотков, машин, картонок. На улицы вышли тысячи людей, желающих что-то продать. После тотального товарного дефицита, когда магазины встречали людей пустыми прилавками, все это выглядело крайне необычно. На рынках царил бардак и антисанитария. Шкакина вместе с милицией выходила в рейды.

— В предприниматели записывались все, кому не лень. Но торговля – она для отличников, здесь нужно постоянно учиться. Так нам пришла идея проводить конкурсы профмастерства – для продавцов, поваров, кондитеров, парикмахеров. А потом появился фестиваль «Мир моды и фантазии», который повышал престиж профессии портного, — рассказывает Валентина Петровна.

По ее словам, работать приходилось с утра до ночи и без выходных, особенно тяжело пришлось, когда появились талоны.

— Первое время думала, что сойду с ума. Приходила в администрацию полвосьмого – очередь стояла от входа и до моего кабинета на втором этаже. Два телефона у меня и один у секретаря просто разрывались. Кому спичек не хватило, кому сметану кислую продали, у кого-то свадьба или поминки – нужна водка. Однажды мне позвонил ветеран войны и сказал, что у него «пухнут уши» от нехватки табака, и он придет и меня застрелит. Я говорю — стреляй один раз и насмерть. Он пришел. А когда увидел, опешил: «Валя, это ты? А я тебя знаю с детства». Оказалось, это знакомый моего отца. В семье у меня никто не курил, поэтому я отдала ему свои сигареты, полученные по талонам. А в выходной пошла на рынок и увидела, как он их продает. Вот и такие разочарования были, — вспоминает она сегодня.

В тресте столовых существовала лаборатория качества, поэтому замглавы решила, что отдел качества – будущий отдел по защите прав потребителей — необходимо создать и на базе администрации. Сказано — сделано. Правда, инициативность Шкакиной не всем пришлась по душе. Представитель президента Ельцина в Ярославской области тогда пожаловался на нее, видимо, надеялся, что накажут. Но вместо этого активную чиновницу из Рыбинска наградили знаком «Заслуженный работник торговли». А потом вышел федеральный закон о создании таких отделов по всей стране.

Благодаря Валентине Петровне удалось закрыть вопрос с большими долгами колхозов. Молоко они сдавали на городской молокозавод, но денег не получали. Переработанное давальческое сырье в виде питьевого молока, творога, масла и мороженного уходило в торговлю. Тогда Шкакина собрала за одним столом все заинтересованные стороны и предложила объединить усилия, чтобы деньги из торговли напрямую шли колхозникам.

— За проделанную работу пришлось отчитываться в Минторге, делиться опытом с представителями 85 регионов. Тогда председателем правительства был Виктор Черномырдин. Спросил меня, чем нам помочь. А я ответила: «Ничего не нужно, только не мешайте», — рассказывает Валентина Петровна.

Шкакина с коллегами регулярно принимали участие в организации встреч первых лиц. В Ярославле без их помощи не проходило ни одно мероприятие с участием губернатора Анатолия Лисицина.

На одном из них она встретилась с Борисом Ельциным, в Ярославль он приехал накануне президентских выборов. «Как жить будем, девочки?», — спросил он, приобняв Валентину и ее коллегу. «Дружно!», — ответила Шкакина, и сразу получила предложение о помощи.

— У нас как раз пекарня открылась, а охлаждающих прилавков нет. Борис Николаевич спросил, сколько нужно, я попросила пять. На следующий день пять прилавков привезли в Рыбинск, — улыбается Валентина Петровна.

В 99-м ей поручили организовать выставку местных производителей по случаю приезда премьер-министра Владимира Путина. При этом строго-настрого запретили что-либо ему предлагать попробовать.

— Кругом ФСБ, кинологи с собаками. И тут Путин подходит ко мне, спрашивает мое имя, а потом у прилавка с рыбинским мороженым говорит: «Можно мне?». Все застыли, как реагировать, не знают. Мне кивнули, и я протянула мороженое. В итоге попробовали его все, холодильник вмиг опустел. А Путин написал на плакате: «Самое вкусное мороженое в мире!».

В рыбинской администрации Валентина Шкакина проработала до 2004 года, оттуда ушла в районную – помощником главы, затем возглавила общественную приемную партии «Единая Россия». Признается, что ностальгии по 90-м не испытывает – трудное было время, хоть и интересное.

— Пережить его было бы невозможно без моих добросовестных, трудолюбивых коллег, которым я очень благодарна.

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
житель Рыбинска 20:03 | 16 мая 2023

Продавать товар (услуги ) которых сейчас достаточно и распределять дефицит это две большие разницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме