Темы 28 мая 2023 10:00

Как рыбинцы с религией боролись

Читаем о деятельности Союза безбожников в Рыбинске в 1926-1940 годах

В первое двадцатилетие советской власти большевики яростнее, чем с богачами, боролись только с религией. Первым делом из церквей вынесли все ценное. Здания храмов или разрушали, или превращали в склады, спортзалы и тюрьмы.

За 70 лет Рыбинск утратил 11 храмов, остальные были обезображены, как Спасо-Преображенский собор, или заброшены, как Георгиевская церковь. К весне 1938-го в СССР из 25 тысяч церквей осталось всего 1277.

Священников еще в 1918-м лишили избирательного права, сделав их изгоями общества. На воле «лишенцы» подверглись дискриминации: лишались пенсий, пособий, продуктовых карточек, их выселяли из квартир, детей часто исключали из школ, не допускали в вузы.

Жизнь священников постоянно была под угрозой: их первыми брали в заложники, преследовали, ссылали и расстреливали. За 1937-41 годы в Советском Союзе арестовали 175,8 тысячи священников, из них 110,7 тысячи расстреляли (по данным комиссии по реабилитации жертв политических репрессий).

Но оставалась религия в обществе – в виде церковных праздников, крестин и отпеваний, молитв, креста на груди, жизни по заветам Христа. Все это требовалось вытравить из сердца советского человека, где религии не было места, – на ее место пришел атеизм. Еще в 1913 году Ленин писал Горькому: «Всякий боженька есть труположство. Всякая религиозная идея – невыразимейшая мерзость, опасная мерзость, гнусная зараза».

Сдача церковной утвари, церковь Христа Спасителя, Москва, 1923 г.

Любой сочувствующий церкви и тем более ее активный прихожанин считался врагом, затевающим недоброе. Искоренением «религиозных предрассудков» в обществе занялся Союз безбожников и антирелигиозная пропаганда. Цель Союза: «Имя бога должно быть забыто на всей территории СССР», что планировали осуществить к 1937 году.

В Рыбинске с 1926-го тоже существует Союз воинствующих безбожников, его цель – «объединить трудящихся для борьбы против религии». Работу Союза изучила ярославский историк Е. Петрова – по архивным данным и статьям в местной прессе.

«За безбожный сев»

Оказывается, на рыбинских предприятиях было довольно много ячеек безбожников. А возглавлял Союз будущий директор рыбинского музея Николай Раввин. Первые антирелигиозные ячейки появились на заводе им. Володарского и на «Свободе», на канатной фабрике, в Доме работников просвещения, при клубе водников. Союз быстро прирастал участниками. За семь лет их число выросло в десять раз: с 438 человек в 1926-м до 4325 человек в 1933 году. Количество ячеек СВБ в Рыбинске и районе достигло 90.

Чем занимались члены Союза? Они приходили в красный уголок завода или фабрики, в общежитие или на дом к рабочим и читали доклады и антирелигиозную литературу, оформляли там уголки безбожников. Проводили для коллег экскурсии в музей и обсерваторию и раздавали журнал «Безбожник». В деревне корни религии держались крепче. Крестьянам читали доклады: «За безбожный весенний сев», «Нужна ли крестьянину помощь бога в его хозяйстве».

Члены кружка Безбожник, Рыбинск, 1920-е

Светское воспитание начиналось со школы. Ученики-члены Союза оформляли стенгазеты, ставили спектакли антирелигиозного содержания. Педагоги вели беседы с родителями учеников о коммунистическом воспитании детей, о борьбе за быт без религии. В организацию юных безбожников входило 2000 младшеклассников Рыбинска и района.

— Рыбинская пресса допускала все более оскорбительные заметки о церкви в таком роде: «Научно обоснованный доклад вскрыл перед крестьянскими массами болтовню служителей религии о существовании бога, доказал, что никакого «всевышнего» нет, что его выдумали люди», — пишет Е. Петрова.

«Поголовное крещение ребят»

Вели члены СВБ учет верующих и контроль над посещением церквей. Так, в 1930 году в Рыбинском районе выявили 65 действующих церквей, 151 служителя культа, три тысячи церковных активистов и 21,7 тысячи верующих. Церковный актив составляли «все бывшие люди: помещики, торговцы, предприниматели, жандармы и прочая публика, настоящие НЭПманы и кулаки».

В отчетах наблюдатели Союза описывают внешность и умственные способности собравшихся в церкви. Так они пишут про Пасху в 1932 году: «Посещение церквей значительное, так как старухи еще не все вымерли, а лишенцы в бога еще не разуверились». И в 1934 году в Казанской церкви: «Публики полно. Преобладали женщины. Девицы с недостатками красоты, невзрачные по развитию ребята». И в селе Вонга: «Преобладание в числе молящихся девиц с отрицательной красотой и перезревших старых дев». Надо ли говорить, что подавляющее большинство членов СВБ составляли молодые мужчины.

Особенно участников Союза раздражало, что в религиозные праздники верующие не работали. После восьми лет работы рыбинского Союза делается вывод: «Религиозность значительно пала, но ее бытовая сторона – праздничный стол и не работать – держится еще прочно. Деревня продолжает справлять множество религиозных праздников, срывающих выполнение очередных работ».

Разрушение Спасской церкви, июнь 1930-го (на ее месте Ростелеком на ул. Радищева) / Членский билет Союза безбожников, принадлежал Дмитрию Морозову, архитектору Волгостроя. 1930 г.

В середине 1930-х работа Союза забуксовала – то ли безбожники устали, то ли решили, что за 10 лет и так многого достигли. В отчете за 1936 год звучат тревожные ноты: «В Союз вступают неохотно. Комсорг цеха 19 завода им. Павлова наотрез отказался организовать ячейку СВБ. Директора школ саботируют антирелигиозную работу. Директор Кичигина не порывала связей с братом-попом».

Помните цель Союза – к 1937 году забыть имя бога во всем СССР? Так вот, в Рыбинске к началу 1937-го действовали семь православных церквей, синагога, старообрядческая молельня. В Рыбинском районе действовала 31 церковь. А из 90 ячеек Союза безбожников на рыбинской земле остались лишь 32.

В то же время «Георгиевская церковь в Пасху набита битком». В Казанской «на всех главных церковных службах молящихся было до отказа. На Пасху желающих попасть в церковь были тысячи. Давка была ужасной». А «в районе держится поголовное крещение ребят у попа».

«Врага нужно добить»

Священники из закрытых церквей искали способ прокормиться, подрабатывая тяжелым ручным трудом. Союз безбожников отмечал и этот факт: «Деревенские попы работают на дому у колхозников: вставляют стекла, сочиняют рамы, двери. И так внедряются в колхозный быт – тихой сапой. Данное явление недопустимо. Надо бить тревогу. Враг сопротивляется и вредит, нужно его добить».

В январе 1937-го в стране прошла перепись, где предлагалось ответить на вопрос: «Верующий ли вы, если да, то к какой религии принадлежите»? Видимо, она должна была продемонстрировать торжество атеизма в Советском Союзе. Однако, хотя опрос и не был анонимным, большинство опрошенных признали себя верующими: две трети сельского населения и треть городского. В общей сложности 58% населения. В реальности процент верующих был еще более высоким.

И летом 1937-го на верующих обрушивается решающий удар – это уже не травля, а истребление. Политбюро решило провести «репрессивную кампанию» в отношении «антисоветских элементов». В их числе кулаки, нэпманы, офицеры, чиновники и «церковники». По результатам Ежов писал Сталину в конце 1937-го:

«В связи с ростом контрреволюционной активности церковников и сектантов по этим элементам нанесен оперативный удар. В августе-ноябре 1937 года арестовано 31359 церковников и сектантов. Митрополитов и епископов – 166, попов – 9116, монахов – 2173, мирян – 19904».

Тюрьма в Софийском женском монастыре

Уничтожали как священников высокого сана, так и обычных мирян. Полгода отсидев в тюрьме, архиепископ Рыбинской епархии Петр Горбатов был расстрелян в ноябре 1937-го. По приговору тройки прямо в ярославской тюрьме расстрелян брат физиолога Алексея Ухтомского – епископ Уфимский Андрей. Расстрелян простой псаломщик рыбинец Алексей Воскресенский. Расстреляна Анна Благовещенская, псаломщица в церкви села Николо-Колокша, помогавшая архимандриту Никону (Чулкову) скрываться от следствия. И многие другие наши земляки, не пожелавшие расстаться с религией.

С началом Великой Отечественной войны Союз воинствующих безбожников прекратил существование.

— Результат деятельности Союза – разрыв общества с религией и церковью, уничтожение храмов и переоборудование их под хознужды, насаждение новой идеологии. Редкие действующие церкви, тайное празднование христианских праздников, тайное крещение, спрятанные иконы, — подводит итоги автор статьи. — И все же находящаяся под давлением вера продолжала жить в народе.

Статья «Религия между серпом и молотом: деятельность Союза безбожников в Рыбинске в 1926-40 гг.»

автора Е. Петровой опубликована в сборнике «Золотаревские чтения»

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
житель Рыбинска 12:10 | 28 мая 2023

В России каждая власть навязывает свою веру.Сейчас власть бориться с наследием советского периода ,хотя вся верхушка власти были членами КПСС. Сейчас решили вновь окунуть население в православие ,понастроили храмов ,но храмы пусты и даже в церковные праздники в них нет давки.Церковь освобождена от налогов и не платит за ЖКХ и это выгодно т.к. через неё крутятся огромные деньги. РПЦ это не вера , РПЦ это бизнес .Сталин был семинаристом а маршал Василевский был сыном священника , но они и их близкие не подвергались репрессиям .Вера она внутри каждого,в душе человека , вера это сугубо личное и у каждого есть свой Бог ,свой ангел хранитель.

    Юрик Дюдьковский 16:03 | 28 мая 2023

    Четко сказал, все по делу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме