В Рыбинском музее-заповеднике открылась выставка фарфора «Символы любви, радости и благополучия». На выставке представлены авторские работы супружеской пары, известных художников Первомайского фарфорового завода Дины Клювгант и Ивана Гончаренко
Работы мастеров – это торжество ярких красок и искусных узоров. Недаром многие творения супругов прямиком попадали в столичный магазин фарфора или частные коллекции.
На новой выставке представлена фарфоровая посуда из рыбинского и ярославского музеев-заповедников. Экспозиция приурочена к 110-летнему дню рождения знаменитой художницы по керамике Первомайского фарфорового завода Дины Клювгант и стала данью памяти мастеру.
В 30-х годах прошлого века она вместе с будущим супругом Иваном Гончаренко окончила керамический факультет Одесского художественного училища. Здесь готовили прекрасных керамистов.
В 1938 году Клювгант и Гончаренко приехали на Первомайский фарфоровый завод в поселок Песочное в Рыбинском районе и проработали здесь более 10 лет, оставив богатое наследие.
На выставке представлены фарфоровые сервизы, чайные пары, вазы и даже такой предмет роскоши советского периода, как фарфоровый туалетный набор с пудреницей, подставкой для расчесок, баночками для крема.
Каждое изделие украшает изысканная роспись. Дина Клювгант и Иван Гончаренко сами придумывали и украшали посуду. Так как Первомайский фарфоровый завод ориентировался на продажу своей продукции в Средней Азии, то и узоры на посуде были зачастую ориентальные. На пиалах, чашках, блюдцах цветет хлопок, слива мэй, сакура.
— Цветы этих дальневосточных растений были символами любви, радости и благополучия, — говорит куратор выставки Наталья Коновалова.
Животным и птицам также нашлось место на изящных вещицах. На ярком наборе фарфоровой посуды мирно соседствуют две сороки. В восточной мифологии считалось, что эти птицы символизируют удачу.
Каждый экспонат выставки хочется разглядывать в деталях. Мастера Первомайского фарфорового завода делали не только массовую продукцию для среднеазиатского покупателя, но и изящный европейский фарфор. Рядом с ярким набором посуды в лазоревом цвете с оранжевыми цветами соседствуют фарфоровые питьевые наборы с «ситцевой росписью». Ее отличительная особенность – нежные пастельные краски, узор в мелкий цветочек, напоминающий летнюю ситцевую ткань. Оказывается, такой орнамент в посуде был очень популярен в 40-50 годах прошлого столетия.
Даже в тяжелые военные годы Первомайский фарфоровый завод под Рыбинском продолжал работать, его художники создавали расписные шедевры. В те годы для экономии в фарфор добавляли глину. Поэтому изделия военной поры имеют характерный землистый оттенок, небольшие вкрапления.
Для того чтобы замаскировать цвет фарфора, художники раскрашивали посуду сверху донизу. Например, на выставке представлен сервиз в восточном стиле, сплошной узор на котором напоминает пестрый среднеазиатский ковер.
— Особой популярностью в военное и послевоенное время пользовались фарфоровые сервизы с силуэтами детей. Страна возвращалась к мирной жизни, нужны были радостные сюжеты, — рассказывает куратор выставки.
На изящном керамическом сервизе «Детство» маленькие девочки играют в мяч, прыгают через скакалку. Художники словно рассказали небольшую историю из жизни детей.
Во времена расцвета Первомайского завода фарфор был не только символом домашнего уюта, но и приметой статуса своего владельца. Большая часть посуды производилась на потоке, но выпускали и уникальные вещи, которые рядовым гражданам были недоступны. Например, дорогие фарфоровые сервизы, посуда с обилием золотой росписи, которые прямиком отправлялись в столичный магазин фарфора, в коллекции или же в официальные учреждения.
Центральное место новой музейной экспозиции занимает большая ваза с портретом Иосифа Сталина. В свое время она стала очередной совместной творческой работой Дины Клювгант и Ивана Гончаренко.