Темы 15 июля 2023

Усадьба Юршино и ее первые обитатели

Отставной поручик, дворянки-мотовки, барин-деспот. Кем были хозяева «белого дома» с колоннами в XVIII-XIX веках

Сейчас Юршино – одна из пяти деревенек на острове среди Рыбинского моря. Островом Юршинский стал относительно недавно – в сороковых годах ХХ века, после строительства ГЭС и заполнения водохранилища. Раньше же это было село, расположившееся в живописном месте недалеко от впадения в Волгу речки Юги, в 15 верстах от Рыбинска. Упоминания о нем содержатся в документах еще XVIII века.

Потомки черкесского богатыря

Итак, первые сведения об усадьбе Юршино, которые удалось обнаружить рыбинскому историку Галине Михайловой, относятся ко времени обретения Рыбинском статуса города, то есть к концу XVIII века. На тот момент население его составляло всего 19 крестьянских душ, тем не менее, это уже село, а значит, там была церковь – судя по всему, деревянная. Хозяином имения значился поручик в отставке Ларион (Илларион) Иванович Глебов.

Представители этого дворянского рода считали себя потомками косожского (черкесского) князя Редеги (Редеди). В народных легендах и песнях его зовут богатырем и великаном. Как сообщают летописи, в начале XI века против войска Редеги выступил князь Тмутараканский Мстислав Храбрый. Чтобы избежать кровопролития, военачальники решили обойтись личным поединком. Редега в нем проиграл и по условиям схватки был зарезан. Косогов князь Мстислав обложил данью, семью противника пленил, а сыновей окрестил именами Юрий и Роман. От праправнука Романа Редегича Глеба и пошел славный род Глебовых. Фамильный герб их украшают три крылатых коня-пегаса.

В Юршине помещик Глебов выстроил собственную приусадебную церковь – из-за того, что до соседней в половодье было не дойти. Эту историю рассказывает рыбинский краевед Александр Михайлов в книге «Церкви Рыбинского уезда». В декабре 1777 года Илларион Иванович Глебов посылает архиепископу Ростовскому и Ярославскому Самуилу прошение, где просит дать благословение устроить «в помянутом сельце Юршине домовую церковь во имя Пресвятой Богородицы Смоленской». Свое намерение он аргументирует тем, что от Юршина до церкви Всемилостивого Спаса в селе Нижне-Никульском пять верст. Путь вроде бы и не дальний, но весной Волга выходит из берегов и препятствует посещению приходской церкви, «особливо для жены моей, часто болеющей». Получив благословение владыки, Глебов у себя в саду строит новую деревянную церковь, которая была освящена в декабре 1778 года. «Для исправления богослужений в ней был назначен иеромонах Югской Дорофеевой пустыни Порфирий», — пишет Александр Михайлов.

Строители храма

Умер Ларион Глебов в 1789 году, как предполагает Галина Михайлова, еще нестарым человеком, поскольку его младшему сыну на тот момент исполнился всего лишь год. Всего у дворянина было шестеро детей: четыре дочери и два сына. В 1804 году имение отца было разделено «полюбовно» между сыновьями Иваном и Петром. «В раздельном акте упоминается и «состоящий в селе Юршине каменный дом», отмечает историк. Стало быть, к началу XIX века он уже был построен.

После смерти отца сыновья – надворный советник Петр Илларионович и коллежский асессор Иван Илларионович Глебовы – начали строить в Юршине каменную церковь в честь Смоленской иконы Богоматери взамен обветшавшей деревянной. Храм с невысокой колокольней был открыт для прихожан в 1792 году.

До 1812 года причт церкви содержался за счет Глебовых. На содержание священника дворяне жаловали 130 рублей денег, девятисаженный стог сена и яровой соломы для двух или трех коров, два четверика семени льняного, дом и дрова для его обогрева. Кроме того, довольствие полагалось дьяку и пономарю.

Сестры-мотовки

Детей у братьев Глебовых не было, и после их смерти (Иван умер от горячки в 1821-м в возрасте 34 лет, а в 1826-м – от «водяной болезни» 51-летний Петр) хозяйкой имения становится вдова Петра Илларионовича – Екатерина Яковлевна. Спустя семь лет, в январе 1833-го, она продает своим незамужним золовкам Надежде, Анне и Александре Глебовым имение, оставшееся ей от мужа, за 10 тысяч рублей. «Из текста купчей видно, что в Юршине у Глебовых были две усадьбы, располагавшиеся вблизи друг от друга: одна в селе, с двухэтажным каменным домом, и рядом другая – в сельце Юршине с деревянным барским домом, — пишет Галина Михайлова. — Таким образом, три дочери помещика Глебова (Мария Илларионовна умерла еще в 1809 году от чахотки в возрасте 39 лет) становятся хозяйками Юршина. Однако вскоре в возрасте 62 лет умирает Анна Илларионовна. После этого владения в Юршине были разделены между сестрами Александрой и Надеждой. Первой досталась усадьба в селе Юршине с каменным домом, второй – так называемое Малое Юршино с деревянным.

Что же представляло собой Юршино первой трети XIX века? Как утверждает Г. Михайлова, это было «обширное, удобное и приносящее при умелом хозяйствовании хороший доход имение. В центре главной усадьбы возвышался двухэтажный каменный под железной крышей господский дом, построенный, видимо, еще в конце XVIII века. По фасадам его украшали по четыре стройные колонны с каждой стороны, которые поддерживали балконы. Всего на двух этажах дома насчитывалось 26 комнат различного назначения, основные парадные комнаты (зал, две гостиные, столовая, спальня), а также девичья и лакейская располагались на втором этаже. Из гостиных «створчатые» двери вели на балконы. В некоторых комнатах потолки и стены были расписаны. В комнатах стояла мебель красного дерева и карельской березы, обитая ситцем и зеленым шелоном, имелись зеркала в рамках красного дерева с бронзой, лампы лепной работы с позолотой. Два пристенных шкафа в гостиной были покрыты коврами, вышитыми по канве».

На зависть многим богато жила помещица Александра Илларионовна. «Белый, оштукатуренный дом Глебовых ярко выделялся на фоне зелени обширного сада, который был обнесен решетчатым деревянным палисадом. В саду росли посаженные аллеями липы, а также фруктовые деревья и ягодные кусты: яблони, малина, крыжовник, белая и красная смородина. На грядках юршинского сада спела клубника, в парниках зрели дыни, арбузы и огурцы. В саду же стоял деревянный флигель из трех комнат. Еще в двух деревянных флигелях при усадьбе жили дворовые люди. Кроме этих, в усадьбе находилось и множество других построек: две кухни (для господ и дворовых), две бани (для господ и дворовых), флигель для ткачей, две деревянные конюшни, каретный сарай, птичья изба, скотный двор, хлебные амбары, несколько сараев. Кроме того, Глебовым принадлежала мукомольная и пильная мельница, располагавшаяся при селе Юршине… В каретном сарае хозяева хранили четырехместную карету, двои дрожки, две зимние кибитки, сани. В конюшне стояло 13 лошадей…»

Малое Юршино, принадлежавшее ее сестре — Надежде Глебовой, было пусть и не столь роскошным, но довольно благоустроенным. «Старый барский дом был здесь небольшим и деревянным, — продолжает историк. — Стены столовой, гостиной, кабинета и спальни в этом доме были оклеены обоями, в девичьей и передней – выбелены. При доме находился огороженный частоколом огород, где росли малина и клубника. При барском доме находился и небольшой, в три комнаты, флигель, стены которого были оклеены «шпалером». Барский дом был окружен множеством хозяйственных построек: баня, три людские избы, три погреба, скотный двор, птичья изба, конюшня, сенной сарай и другие постройки».

Можно предположить, что «девицы Глебовы», которым в сороковые годы XIX столетия было за семьдесят, жили на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Расточительная жизнь аукнулась огромными долгами. Только Надежда Илларионовна задолжала кредиторам больше 65 тысяч рублей – колоссальные по тем временам деньги. А приведенные выше подробные описания усадеб – это не что иное, как опись имущества мотовок Рыбинским уездным судом.

В 1843 году Малое Юршино ушло с молотка на публичных торгах. Усадьбу приобрела вдова генерал-майора Варвара Павловна Юлиус. А новым хозяином Большого Юршина с каменным домом становится в 1845 году полковник Василий Иванович Трубицкий. Некоторое время он был управляющим в имении Глебовых, а также одним из кредиторов сестер. Он позволил бывшей владелице Александре Илларионовне дожить свой век в родной усадьбе, где она и скончалась в возрасте 75 лет.

Усадьба сегодня

Жестокий барин

Отставной полковник Василий Иванович Трубицкий стал хозяином Юршина на долгие 35 лет. До отставки он служил в Бутырском пехотном полку и жил в Москве.

Нраву он был сурового и вспыльчивого, особенно натерпелись от него крепостные. В 1840-50-е годы рыбинскому уездному предводителю дворянства и даже начальнику Ярославской губернии поступали многочисленные жалобы от крестьян и дворовых Трубицкого на жестокое обращение. Деспотичный барин обременял их непосильной работой часто вдали от дома, одевал и кормил из рук вон плохо, часто наказывал их «из своих рук» кулаками или нагайкой без вины, а просто из-за своего плохого настроения. Он даже травил крестьян собаками.

Местные власти смотрели на «азартность характера» барина-самодура сквозь пальцы. Серьезное разбирательство последовало после одного происшествия, свидетелем которого стал генерал-майор Демидов из Петербурга. В 1851 году он инспектировал в Рыбинске набор в рекруты. Он был глубоко потрясен такой сценой: из толпы выбежал маленький мальчик и бросился в ноги генералу – чтобы тот забрал его в солдаты, так как житья нет от помещика, которым оказался юршинский Трубицкий.

После смерти помещика в 1879 году Юршино перешло к его дочерям – Вере и Юлии. Впоследствии все имение оказалось сосредоточено в руках супруга Веры Васильевны – выходца из московских дворян Павла Петровича Делло. Но это уже совсем другая история.

Фото Любови Вилянской

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме