«Теперь смогу бесплатно на каруселях кататься», — шутит о своем новом статусе почетный гражданин Рыбинска Александр Мышкарев. И его строгий взгляд вмиг смягчают веселые лучики морщинок.
Он всегда шутит, что бы ни случилось. Говорит, так жить легче и интереснее. А еще, когда помогаешь людям. Брошенным детям, чтобы почувствовали себя нужными, инвалидам, которые хотят полноценно жить, ветеранам особого риска, их вдовам, оставшимся один на один с бедой.
Еще школьником Александр начал заниматься общественной работой. Первый его опыт – создание комнаты боевой славы, приуроченное к очередной годовщине Победы. С ребятами по крупицам старшеклассник собирал материалы об участниках войны.
Он родился в Рыбинске, родители – оба мологжане – познакомились в Уфе, куда были эвакуированы с моторостроительным заводом. Окончил школу № 10 и стал, как отец, слесарем-инструментальщиком.
Юношей Мышкарев занимался парашютным спортом в рыбинском аэроклубе и грезил о ВДВ.
— Есть фото, где я стою счастливый после прыжка. И в армию собирался в воздушно-десантные войска, рисовал себе, что приеду в берете и тельнике, с аксельбантом, — вспоминает он сегодня.
Но судьба распорядилась иначе. В 1971-м призывника направили в учебный центр химических войск в подмосковный Ногинск. Обучение по специальности «радиохимическая разведка» Мышкарев окончил с отличием. А оттуда поехал служить в Группу советских войск в Германии.
После армии вернулся на родной завод.
— Увидел в «Рыбинской правде» объявление о наборе на подготовительные курсы в авиационный техникум, решил поступать на вечернее отделение. Почти четыре года совмещал работу с учебой. Был техником-технологом авиационного производства, мастером, начальником участка, избирался освобожденным секретарем комсомольской и партийной организаций, — рассказывает он свою трудовую биографию.
Крутой поворот жизнь сделала, когда в апреле 1986-го грохнул Чернобыль. Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС потребовала привлечения для работ тысяч специалистов. Среди них оказался и Александр Мышкарев. Он мог отказаться, отделавшись выговором на партсобрании, но не стал. Сегодня он говорит:
— Я хотел сделать что-то значительное. Понимал ли я в свои 33 года, чем рискую? Да. Но иначе поступить не мог. И сейчас поступил бы так же.
В августе, спустя три месяца после радиационной катастрофы, он и еще несколько офицеров из Рыбинска, Углича, Данилова и Ярославля прибыли в зону отчуждения. Шел дождь, дороги размыло, дымят буржуйки… В по-селках, расположенных в нескольких километрах от ЧАЭС, жизнь остановилась в одночасье.
— Ставни домов заколочены, по улицам бродит брошенный скот – коровы, овцы, козы. Куриц уже съели собаки – в общем, зрелище жуткое, — рассказывает ликвидатор.
Его определили в инженерно-технический батальон, по сути – стройбат. Расстроенного Мышкарева «успокоили» тем, что облучаются там быстро, соответственно, скорее возвращаются домой. «Наберешь 22 рентгена и через три недели будешь уже в Рыбинске», — обещало начальство. Мышкарев набрал 25 рентген всего за 18 выездов.
Его назначили командиром землеройной роты. В первые дни бульдозерами и тягачами на базе танков валили «рыжий лес», который первым накрыло радиационным облаком. Мертвые деревья хоронили в траншеи. Рабочий день длился всего 10-12 минут. А потом выехали на АЭС. В нулевой зоне ликвидаторы трудились от 5 до 10 минут в день. Наивысшая доза – полтора рентгена в день. Особенно любопытные, не осознавая угрозу радиации, совали нос куда не следовало, ходили не теми дорогами – и облучались по полной.
Основная задача землеройной роты заключалась в снятии зараженного грунта вокруг четвертого блока реактора и его захоронении в могильник, который затем заливали бетоном.
— Могильник – самое гиблое место, 4-5 минут в день – и на выход. Врезалось в память вот что. У нас в роте были пацаны по 22-23 года и мужики, которым уже за 50, Великую Отечественную пережили, внуков успели понянчить. Они подходили ко мне и просились в могильник вместо молодых — так переживали и хотели, чтобы у этих парней было здоровье! – вспоминает сегодня Александр Владимирович.
Три недели пролетели быстро. Мышкарев засобирался домой. И вдруг ему объявляют: нужно задержаться — строить зимний лагерь для следующей группы. Вместе с товарищами он возводил столовую. Все хотели побыстрее вернуться, поэтому темпа не сбавляли даже ночью. Справились за месяц.
В итоге в зараженной местности рыбинец пробыл 55 дней.
Лучевая болезнь догнала быстро. Гемоглобин упал вдвое, кружилась голова, выкручивало суставы и постоянно хотелось спать.
— Врач сказал – госпитализируем в «четверку» в Переборах. Прозвучало как приговор.
На заводе готовились к худшему. А когда я вернулся, замерли, как в кино, — рассказывает Александр Владимирович.
Из мастеров он позже уйдет в отдел охраны, на суточные дежурства. Не потому что тяжело, а потому что не стало хватать времени на то, чтобы помогать другим. А Мышкарев по-другому не может.
Послужной список общественника можно перечислять долго. Уже 35 лет он руководит городской общественной организацией «Союз Чернобыль» в Рыбинске. Не смог стерпеть несправедливость от государства, которое не считалось с подвигом ликвидаторов. По инициативе Мышкарева в суд были поданы и выиграны 106 исков о перерасчете выплат к Министерству финансов. Компенсации чернобыльцы получили. Нескольким дали благоустроенное жилье. В год двадцатилетия катастрофы на Волжской набережной вырос памятник жертвам радиационных катастроф – обивать пороги чиновников Мышкареву пришлось пять лет. Книга памяти появилась. Из 324 рыбинских чернобыльцев сегодня осталось всего 113 человек.
Доброго сердца Александра Владимировича хватает на всех. Одиннадцать лет назад он подружился с рыбинским детским домом в Волжском. Тогда замглавы поручил Мышкареву съездить и разобраться, почему убегают дети. А когда уехал, дети стали просить, чтобы побывал у них в гостях снова.
Бегунков уже давно нет. С Мышкаревым дети побывали на экскурсиях на ГЭС, «Газовых турбинах», аэродроме, в пожарной и воинской частях, общались с космонавтом – всего не перечислить.
— Этим ребятам нужно не так уж и много – показать, что они интересны, — говорит Мышкарев.
А инвалиды хотят жить полноценной жизнью – разве бросишь их? Общественник помогает и им. Мышкарев – председатель попечительского совета дома-интерната для престарелых и инвалидов, раскрашивает его будни соревнованиями по пауэрлифтингу, волейболу, стрельбе из пневматической винтовки, праздниками. Подтягивает спонсоров – кто спортинвентарь купит, кто музыкальные колонки, кто сладости.
Шесть лет возглавляет общественную приемную губернатора, к нему, как к последней инстанции, приходят с разной болью. Мышкарев суетится, помогает установить памятники ветеранам и героям, решить вопросы с льготами. Еще у него комиссия по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.
Юнармейцы – тоже под его заботливым крылом. Для подрастающих патриотов Александр Владимирович – достойный пример.
— Мелькали мысли: столько всего на мне, а вдруг не справлюсь. Потом думаю – на диване что ли лучше лежать да власть ругать? Ну уж нет. Если бы лежал, может, и не было бы меня уже. А так я в постоянном движении, — объясняет свой темп жизни ликвидатор.
И он справляется. Силы остаются и на любимое увлечение – на реке Сутке у Мышкаревых дом и десять соток. Дивный сад, не иначе. И труд, и отдых.
— 27 лет назад купил на «гробовые», на водку-то не трачу, вот и скопились чернобыльские, — шутит снова Александр Владимирович. – Все своими руками строили с женой, потом землей занялись. Ирина мой сподвижник, поддерживает меня во всех начинаниях. Сорок лет живем душа в душу.
Помидоры-огурцы подвинула экзотика. Хозяева выращивают абрикосы, груши, арбузы, виноград – и это на нашем севере!
— Оно случайно вышло. Как-то ехали в деревню на поезде, разговорились с попутчиком, оказалось, у него много таких нетипичных для нашей полосы сортов. И живет он недалеко от нас. Сели с Ириной на велосипеды – и к нему за саженцами. Сначала виноград, потом арбуз. Так и завертелось. Вот, переживаю за груши – завяли, а спилить рука не поднимается, подкармливаю, подвязываю. В общем, борюсь, — говорит общественник.
В этом весь почетный гражданин Рыбинска Мышкарев. Ему важно о ком-то заботиться…
Саша,поздравляем тебя с почёт нам званием и гордимся тобой!! Рады,что у нас есть такой родственник,здорово,что у тебя такая широкая душа!! Здоровья тебе и дальнейших добрых,необходимых дел на благо людей и города Рыбинска!!!