Сегодня в России 50 тысяч школ. В 1800 году их было 300, там преподавали 800 учителей. Где их готовили? В первой половине XIX века преимущественно в духовных семинариях. Единицы учителей после выпуска продолжали обучение в университетах, большинство сразу шли в церковно-приходские школы. В этих школах за один год дети изучали Закон Божий, учились читать, получали элементарные сведения по арифметике.
Постепенно к подготовке кадров подключились Минпросвещения и ведомство императрицы Марии. Так мест подготовки учителей становилось все больше.
Толчок к развитию профессии дало земство. Резкий рост числа начальных школ начался после крестьянской реформы Александра II. Селам и деревням понадобились тысячи учителей. Появился новый тип педучилищ — двухлетние педагогические курсы для лиц со средним образованием.
Движение навстречу запросу начала интеллигенция. Лучшие умы молодежи отправились в народ, в село – просвещать. Энтузиастов земство встречало радушно, с его подачи педагог оказался в деревне на позиции светоча. Учителя холили, материально обеспечивали, заботились о его переподготовке и повышении мастерства.
Земство устраивало съезды и курсы, где педагоги знакомились с новыми методами обучения, обсуждали их применение в сельской школе, давали пробные уроки. Все это было ново, необычно. Раньше учителем мог стать любой разумеющий грамоте человек – староста, отставной солдат. Учеба часто сопровождалась побоями. Но времена становились все гуманнее. Развивалась российская педагогика – наука об учебе учителей.
В учителя охотно пошли женщины – для них это было чуть ли не единственной разрешенной в те годы профессией, возможностью реализоваться в жизни, не ограничиваться домом, мужем, хозяйством.
И все же даже в начале XX века учитель — это, скорее всего, мужчина из семьи священнослужителей. Такие истоки педагогики заметны и в фамилиях рыбинских учителей: Воскресенский, Стратилатов, Благославов, Неокесарийская.
Это подтверждают и цифры: в 1901 году, когда учителей вовсю выпускали земские училища, больше трети учителей России было из духовенства, меньше трети – из личных (не потомственных) дворян.
В начале XX века педагоги продолжили искать новые формы работы с детьми, новые способы организации их досуга. К ним подключились активные родители, желавшие лучшего своим чадам. Так зарождалось то, что мы сегодня называем дополнительным образованием, а тогда обозначали простым словом «кружок».
— Появились всевозможные общественные комитеты грамотности и общества содействия образованию. Их создавали прогрессивные педагоги, понимавшие, насколько важно с пользой занять детей во внешкольное время, создать им комфортные условия для досуга, — сообщают сотрудники рыбинского архива.
И до этого дети занимались шитьем, рукоделием, театральным и столярным делом, выразительным чтением вслух, пением – но только дома или в гостях. Теперь же всем стало интересно объединяться по интересам, обогащать друг друга, делиться опытом, делать большие вечера.
К тому же так к полезным развлечениям подключали детей из небогатых семей, у которых не было лишних денег на театр, а дома не стоял рояль.
В 1904 году рыбинская интеллигенция – учителя, врачи, служащие – решила создать семейно-педагогический кружок. В городских училищах и школах прошли родительские собрания, где обсуждали, чем кружок может быть полезен семьям. Делали все обстоятельно, с дореволюционной неспешностью. Лишь в 1908 году устав Рыбинского семейно-педагогического кружка был утвержден.
Наконец в январе 1910 года кружок открылся. Юным натуралистам понравились естественно-научные чтения. Для любителей работать руками здесь создали компактную «ремесленную школу».
Шла работа с самоучками и учениками из низших учебных заведений — им помогали готовить уроки под руководством педагогов-членов кружка. Все это делалось силами рыбинских учителей, родителей и активистов.
В кружке все от мала до велика нашли дело по душе. Малышам в кружке предлагали попробовать себя в разных видах прикладного творчества: выжигание, переплетное дело, вышивание, вырезание из бумаги. Многие увлекались пением и играми, занимались гимнастикой.
«Так дети знакомятся, объединяются, развиваются физически, привыкают к труду – одновременно с развитием художественного вкуса», — цитируют отчет кружка рыбинские архивариусы.
А взрослые слушали лекции по искусству, практической педагогике и общественным вопросам, дискутировали на острые социальные темы. Одной из первых активностей для взрослых стала лекция «Женские типы в произведениях Ивана Тургенева».
Впоследствии доклады продолжались. Так, знаменитый рыбинский учитель словесности Иван Зеленцов прочел лекцию «О Гоголе». А сообщение гостя из Петербурга доцента Державина «О преподавании русского языка» вызвало у рыбинцев «оживленные прения».
В каникулы число мероприятий ожидаемо возрастало. Так, с 12 ноября 1910-го по 25 февраля 1911-го «устроено 10 собраний детей в детском клубе, 5 вечеров для учащихся городских школ и платный детский вечер на Масленицу».
Первые два вечера были посвящены Александру Пушкину.
«На сцене поставили декорированный портрет Пушкина, Воскресенский прочел его биографию в доступном детям изложении. Учащиеся недурно читали произведения Пушкина, удачно сошла сцена в Чудовом монастыре. Хор из детей под управлением о. диакона Добротина пропел несколько песен, детям предложили чай с булками. Всего детей было 345 человек», — пишут в отчете педагоги.
На Рождество по традиции поставили трогательную пьесу с поучительным концом. «Постановку пьесы «Сиротка» взял на себя учитель соборной школы г. Израилев, пением руководил о. диакон Добротин. Постановку живой картины «Мороз и Весна» г. Стоцкая взяла на себя. Детей было 330 человек».
Спектакли с участием детей были излюбленным времяпрепровождением участников кружка. В театральном деле им помогали актеры Рыбинского музыкально-литературно-драматического кружка под управлением купца Константина Никитина.
Для занятий столярными работами пригласили стороннего мастера – «за отдельную плату». Остальные виды активности были для детей бесплатны.
Все члены кружка – люди работающие – читали лекции и занимались с детьми без оплаты труда, после основной работы у них наступала вторая смена. Но движимые энтузиазмом, желанием улучшить рыбинское общество, они с радостью и без устали брались за дело.
Постоянными стали экскурсии, праздники и елки для бедных детей из приходских школ. А после работы педагоги шли в городской приют для сирот — заниматься с брошенными детьми, играть с ними, развивать.
В 1915 году, в разгар Первой мировой, они и вовсе обратились к городскому начальству и сообщили: готовы трудиться в приюте бесплатно и больше того – взять на себя его функционирование.
«Готовы безвозмездно предоставить труд членов кружка. Возможна передача приюта в ведение семейно-педагогического кружка».
Самым осязаемым плодом работы кружка стала первая в Рыбинске публичная библиотека. Ее открыли 110 лет назад.
— Библиотеку открыли для малосостоятельных читателей и учащихся низших школ Рыбинска. Ведь Рыбинск с его преобладающим рабочим населением не имел ни одной общедоступной библиотеки. В день библиотеку посещали от 60 до 200 человек, — поясняют архивариусы.
Мечтали рыбинцы и о доме культуры — тогда это называлось «народный дом». Учредители кружка обращались к городским властям с просьбой открыть в Рыбинске народный дом, общедоступное культурно-просветительское учреждение.
В мечтах учредителей их общественные труды способствовали бы общему оздоровлению социума, рождению привычных нам сегодня детсадов, загородных лагерей, спортивных секций, детских городков — ничего этого тогда не было. Их цель звучала так:
«Путем устройства яслей, детсадов, летних колоний, площадок для игр и гимнастических залов провести в жизнь правильные идеи о воспитании и образовании детей».
Статья подготовлена по материалам рыбинского филиала Госархива
Фото — Рыбинский музей-заповедник