Темы 30 июля 2023

Техника победы

В политехническом музее «Мотославль» открылся зал военной техники. Экспозиция расскажет о легендарных велосипедах и мотоциклах Второй мировой войны

— Эту выставку мы создали для того, чтобы каждый, кто ее увидит, оценил гениальные идеи инженерной мысли того времени и ощутил чувство гордости за наших дедов и прадедов, воевавших на этой технике, – говорит руководитель музея коллекционер Александр Путненко. Двухколесной техникой он заболел еще подростком.

Казалось бы, такое мирное изобретение, как велосипед, не может иметь ничего общего с войной. Но преимущества двухколесной техники бойцы оценили еще больше ста лет назад. Велосипеды передвигались быстро и бесшумно, и в этом было их преимущество.

Расцвет боевых велосипедов пришелся на период Первой мировой войны, а в армии закрепилось понятие «самокатные войска».

Александр демонстрирует свидетеля того времени – австро-венгерский велосипед «Jdeal». Интересно устройство его фонаря: он химический и светится благодаря горючему газу — ацетилену, выделяемому при взаимодействии карбида и воды. Чем сильнее реакция, тем ярче свет.

Раритет не стали реставрировать, даже сохранили оригинальную резину французской компании Michelin. В Рыбинск этот почтенный старец ехал из Белоруссии, прежде побывав в Москве у перекупщиков.

К началу Второй мировой войны велосипедные войска были в большинстве армий мира. Первенство по количеству велосипедистов принадлежало Вермахту. Самой популярной в нацистской Германии стала модель Truppenfahrrad, оснащенная комплектом вооружения. Она тоже представлена в музее.

— На таком велосипеде перевозили гранаты, мины, винтовку. На фару надевали специальный маскировочный чехол, чтобы свет от нее не был виден с воздуха, — рассказывает Александр. – Обратите внимание на педали – они деревянные. Вероятнее всего, их сколотили наспех из ящиков из-под патронов.

В ходу у немцев были и дамские велосипеды. Wanderer, который поселился в «Мотославле», ярославский красноармеец привез с фронта в качестве трофея. Как только войска СССР вошли в Берлин, автомобилестроительная компания прекратила свое существование.

Редкий экспонат – велосипед Пензенского государственного велосипедного завода, выпущенный в далеком 1933 году. Он помнит, как на нем партизанили в лесах Тверской области. Коллекционер приобрел его у ветерана войны.

Швейцарский военный велосипед фирмы Condor специально выпускался для фронта с 1942 года. Оснащен динамо-фарой – крутишь педали, и она загорается. На каждом таком железном коне ставился серийный номер, который дублировался на кожаной сумке в комплекте.

— Надежный, как швейцарские часы. Накат у него сумасшедший, если его просто толкнуть, он спокойно проедет метров 200, едет как автомобиль на нейтралке, – говорит Путненко.

Есть в экспозиции чистокровный китаец. Его происхождение выдают иероглифы на раме. Раньше велосипед нес службу в воинском подразделении Поднебесной.

Редкий, еще довоенный экземпляр – велосипед МВЗ, на основе которого с 1941-го выпускался знаменитый советский тяжелый мотоцикл М-72. К слову, он тоже представлен в зале военной техники.

— В свое время смекалистые русские закупили через Швецию 5 мотоциклов BMW, опробованных немцами в 40-м году. Разобрали один военный BMW R-71, а через три месяца запустили в Москве производство своего мотоцикла М-72. Он выпускался всего полгода, и все партии уходили на фронт. Использование в личных целях было запрещено до начала 50-х. С войны вернулись лишь десятки машин. Их, именно 41-го года выпуска, во всем мире сегодня насчитывается 3-5 штук, – рассказывает коллекционер.

Вплоть до конца 1990-х службу в танковых подразделениях нашей армии несли и мотоциклы «Днепр». Интересно, что, приобретая тяжелый мотоцикл, владелец был обязан поставить его на учет в военкомате. В случае мобилизации служить отправлялись вместе и человек, и машина.

«Днепр» МТ-9 с коляской, представленный в экспозиции, уникален тем, что он единственный в мире пересек пустыню Сахару.

— Решился на такой пробег итальянский дилер техники УАЗ и «Днепр» — фирма Martorelli – в 1975 году для популяризации советской техники и создания ей имиджа надежной и неприхотливой, – объясняет Александр.

Чистокровный немец – мотоцикл DKW NZ350-1, выпускавшийся всего один год — 1944. За маневренность и легкость полюбился офицерскому составу. У музейного экземпляра печальное прошлое – мотоцикл был подбит под Калугой, весь в осколочных пробоинах. Чтобы привести его в порядок, пришлось заваривать бак, менять искореженные колеса. Он хранился под Вологдой в сарае практически 70 лет, с тех самых пор, как его привезли из Германии.

Кроме веломототехники в военном зале можно увидеть советский мотогенератор, вспомогательный немецкий двигатель 30-х годов, лодочный мотор, произведенный на фабрике в Берлине, – он до сих пор работает.

Как и патефон, который здесь включают на каждой экскурсии. Ведь музыка тоже помогала побеждать и верить в будущее.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Alex 12:38 | 30 июля 2023

Про Днепр и М-72 упомянули,а про Урал ни полслова.Музей виртуальный?Адрес имеется?

    Полина 13:15 | 30 июля 2023

    Адрес легко находится в интернете. Удачи!

Б. велосипедист 10:53 | 31 июля 2023

Очень интересно, но вот не понятно
с тяжёлым мотоциклом М72: то он на основе отечественного лёгкого велосипеда выпускался, то — на основе немецкого БМВ. Да и локацию бы указали, ведь это всё не угнанная техника под санкциями?

житель Рыбинска 18:54 | 31 июля 2023

Конечно это не выставка «Олдмаймер — галерея » в Сокольниках и даже не выставка реаритетной техники в Мышкино .Мотоциклы Ирбит , Урал , Днепр — все они дети М — 72 .Производство их прекращено как в Киеве так и в Ирбите.Лишь теплится производство Урала ,сборку которого из-за санкций перенесли в Петропавловск (Казахстан )В настоящее время в России из мототехники выпускают ковровский ЗИД да » Мономах » за 6,5 млн.руб. компании » Русский мотоцикл » , но и в них российского мало.

Массо 03:32 | 19 сентября 2023

Музей, как я понимаю закрыт для посещения до сих пор?
Но, зачем писать про выставку на которую не попасть людям ?
Советую обратить я к опыту музея «Старый гараж» в Мышкине. Туда можно попасть в любой день недели, безо всякого предварительного согласования !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме