Главное Темы 10 октября 2023

Волшебник за окном

«Когда забираешься на 120-метровую вышку и понимаешь, что забыл на земле пассатижи, это очень хорошо развивает память»

Жилые многоэтажки, производственные здания, заводские трубы и вышки сотовой связи – Алексей Соколов знает, какие виды на Рыбинск открываются с их самой высокой точки. Он – промышленный альпинист, работает на такой высоте, где автовышки и строительные леса бессильны.

— Промышленный альпинизм – это, по сути, не специальность, а способ добраться до места работы. Его большое преимущество – скорость. Пришел, закрепился и – работать. Если все правильно делать, висеть на веревке не опаснее, чем ездить на машине – везде играет роль человеческий фактор, – говорит Алексей, выходя из подъезда девятиэтажки на Плеханова, где пять минут назад утеплял балкон на высоте почти 40 метров.

Промальпы – так их называют в профессиональной среде – ремонтируют межпанельные швы, кровлю, утепляют фасады, прокладывают кабельные трассы, монтируют системы видеонаблюдения и рекламные конструкции, кондиционеры, меняют лампочки в подсветке, спиливают аварийные деревья, чистят крыши от снега и наледи, моют окна и даже доставляют через них цветы девушкам.

На высоте он уже почти 10 лет. Сразу после армии устроился электромонтером-линейщиком, обслуживал сети на бетонных столбах. После того как сорвал спину, решил сменить работу, и нет бы спуститься на землю – снова выбрал риск.

— В Ярославле прошел обучение на промальпиниста, сейчас много организаций оказывает такие услуги. Помню, на практике спустился с высоты пятиэтажки раз, спустился два – никаких эмоций, а на третьем спуске коленки затряслись. Зато теперь что 50 метров, что 100 – не вижу разницы. Пока мой максимум 120 метров. Работа классная – красивые виды, всегда на свежем воздухе. Никогда ничего не происходит одинаково. Все всегда подвижно: разная погода, разные объекты, разные виды работ. К тому же развивается память, мелкая моторика, да и начальства наверху нет, – улыбается Алексей.

Веревки – грузовая и страховочная, обвязка, куча карабинов, спусковые и стопящие механизмы, сидушка для долгих работ, монтажный пояс, каска, «кошки», рации… У промальпа целый арсенал снаряжения.

— Верхолазные работы не терпят спешки. Когда готовишься к спуску, проверяешь узлы и оборудование на исправность, нужно быть предельно внимательным. Порой приходится дольше собираться, чем выполнить заказ. Но пренебречь чем-то означает поставить свою жизнь под угрозу. Кстати, страх – хороший помощник в работе, – объясняет Алексей. – Учитываются и погодные условия, если скорость ветра выше 15 м/с, работать нельзя. В жару +25 у стенки тоже не повисишь – слишком нагревается, в сильный мороз есть риск обморожения.

В основном на высоте он работает с напарником. Так проще, да и дополнительная страховка не повредит. Самые коварные из гражданских объектов – пяти- и девятиэтажные дома. Веревку обрезать можно о край крыши, край балконного козырька, выступающие отливы – под нагрузкой веревка очень быстро протирается о них, как о бритву. Чтобы этого избежать, промальпинист подкладывает под острие специальное приспособление в виде деревянных брусков либо кусок плотной резины.

А порой угрозу для верхолазов представляют… люди.

— Случаев, когда промальпинистам режут веревки, увы, немало. И нам доставалось. Недавно утепляли фасад на Слипе, бабуле с первого этажа не понравилось, что на ее подоконник посыпались камешки, так она открыла окно, вцепилась в веревку и давай дергать. Было не по себе, – вспоминает Соколов.

В Рыбинске сложно найти высотное сооружение, куда бы не ступала нога Алексея. Он обслуживает объекты от Судоверфи до Копаева. Предприятия, заводы, гостиницы, исторические здания, Спасо-Преображенский собор, жилые дома. Работы хватает.

— В основном нагрузка возрастает в межсезонье и зимой. Утепляем фасады и швы – чего только в них не находим! Доски, веревки и даже женские колготки. Вообще рабочий день у нас должен длиться не больше четырех часов – висишь в постоянном напряжении, мышцы устают. Но если зима снежная, на крышах приходится работать с утра до глубокой ночи, чтобы лед не упал на людей, – рассказывает альпинист.

Редко, но все же случаются и необычные заказы. Несколько раз за свою практику Алексей по просьбе мужчин доставлял девушкам цветы через окно. Реакция бывает разная.

— Одна девушка, увидев меня с букетом, просто развернулась и ушла, видимо, испугалась, другая не сразу поняла, что это сюрприз для нее, – вспоминает Алексей.

Единственные, для кого появление человека в окне – настоящее чудо, это дети. Однажды под Новый год Алексей с напарником провели благотворительную акцию: перевоплотились в Дедов Морозов, чтобы поздравить детей-инвалидов, которых болезнь заперла дома. Так что промышленные альпинисты – это еще и добрые волшебники.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме