Самокатчики лихачат – со свистом проносятся мимо прохожих, пугают детей. Помимо собственного двухколесного транспорта, у горожан появилась возможность брать самокаты в аренду. Кикшеринг – прокат электросамокатов – стал новым видом бизнеса.
Не было бы столько самокатов в шаговой доступности, то и лихачей было бы в разы меньше – рассуждают граждане. Но не дуют ли они на воду, обжегшись на молоке?
Вечером на Волжском мосту ажиотаж. Горожане возвращаются домой пешком. Мамы ведут детей за руку, бодрым шагом спешат студенты и рабочие. Вдруг их со свистом обгоняет очередной самокатчик. Мать еле успевает отдернуть в сторону зазевавшегося ребенка.
«Носитесь, как угорелые», – с досадой кричит она вслед самокатчику. Тот ее не слышит, бодро продолжая свой путь. И таких историй — масса. На самокатах гоняют не только по мосту, но и по тротуарам в центре города, в Волжском парке, везде, где можно хорошенько разогнаться.
Все бы ничего, но самокатчики никак не предупреждают о своем появлении, выезжают на скорости из-за спин прохожих. О приближении очередного лихача можно догадаться по шороху шин да нервным вскрикам позади. И многие даже не подозревают, что на некоторые самокаты нужны права категории М.
Самокаты бывают разной мощности. До 250 Вт права не требуются, свыше и весом больше 30 килограмм – нужны в обязательном порядке. Мощные самокаты приравнены к мопедам, на них разрешено ездить только по дорогам.
— Также зачастую водители забывают о скоростном режиме. Если гражданин едет на самокате в зоне пешеходного движения, его скорость не должна превышать 25 километров в час, – рассказал инспектор ГИБДД Денис Фиалковский.
С начала сезона инспекторы вынесли семь штрафов водителям самокатов, ездившим без прав. Административные штрафы – до 15 тысяч рублей. Кроме того, официально зафиксировано 3 ДТП с участием самокатчиков.
— Вечером 1 сентября горожанин на самокате на тротуаре совершил наезд на девочку 2017 года рождения. Ребенок получил травму. В другом случае горожанин на электросамокате тоже на тротуаре наехал на прохожего. Также было зафиксировано одно падение водителя самоката, – говорит Фиалковский.
Благодаря кикшерингу самокаты, в том числе и мощные, стали доступнее. Бизнес, пришедший с Запада, оценили в России. По данным «Российской газеты», рынок аренды самокатов в России растет примерно на 60 процентов в год и опережает мировые темпы в четыре раза.
Способствуют этому многие факторы. Например, у нас разрешено передвигаться по тротуарам на электросамокате и велосипеде, тогда как в Европе и США это запрещено во многих городах.
— Сама недавно видела, как в Волжском парке по тротуару носятся на самокатах и велосипедах, хотя рядом есть выделенные дорожки, – говорит жительница Рыбинска Юлия.
В то же время противники запретительных мер считают, что за самокатами — будущее, особенно если речь идет о более экологичной альтернативе автомобилям. А вопросы безопасности можно решать административным путем.
— Мы следим, чтобы обладатели мощных самокатов не ездили без прав, соблюдали скоростной режим, – комментирует Денис Фиалковский. – Но на каждом тротуаре инспектора не поставишь, они и так в дефиците.
О повышении культуры езды на самокатах говорят и бизнесмены, занимающиеся кикшерингом. Если бы граждане соблюдали правила безопасности, то проблем было бы меньше.
— Если есть хорошие дороги, а у водителей – высокая культура управления самокатом, то самокат становится универсальным транспортным средством, – говорит предприниматель Юлия Блохина.
По ее словам, за два года работы в этой сфере прокатом стали пользоваться люди разных возрастов.
— Они оценили маневренность самокатов, то, что на них можно добраться в разные районы города быстрее, чем на общественном транспорте. Например, несколько раз клиенты просили поставить самокаты на улице 9 Мая, чтобы можно было напрямую ездить на Скоморохову гору, – рассказывает Юлия.
Предприниматели, конечно, надеются на то, что их клиенты будут соблюдать правила, не начнут лихачить и колесить на самокатах по детским площадкам. Но определенные меры безопасности предпринимают.
Во-первых, арендуя самокат, человек соглашается с условиями договора на оказание услуг, где оговорены основные правила безопасности. Также на прокатных самокатах запрограммированы парковки, зоны катания и места, куда въезд им запрещен.
— Прокатчики сами определяют запреты. Ограничения могут варьироваться, но практически у всех в перечне запрещенных мест детские площадки, сады, школы. У нас запрещено ездить по площади Дерунова, другим территориям города, где обычно много детей, – продолжает Юлия.
На прокатном самокате сильно не погоняешь. Скорость здесь ограничена принудительно. Каждый самокат снабжен спидометром. Более того, в нем есть возможность запрограммировать скорость в соответствии с тарифом. Это может быть 10, 15 километров в час. Максимум – 25.
— Считаю, что в этом плане прокатные самокаты предпочтительнее. Когда едешь на своем личном самокате, где нет ограничения по скорости, риск разогнаться выше, – уверена Блохина.
Есть на них и звонки, но их применение целиком и полностью на совести водителя.
С этого года электросамокаты, сегвеи, моноколеса и прочие гироскутеры получили официальный статус. Они теперь называются средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Минтранс РФ готовит дополнительные меры регулирования движения электросамокатов и СИМ, проект документа будет согласовываться с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Поправки касаются ограничения скорости обгона пешеходов (возможно, законодатели установят скоростной предел 10 километров в час) и ужесточения штрафных санкций для нарушителей. Не исключено, что в будущем для пользователей частных электросамокатов потребуется введение аналога ОСАГО.
— Судя по всему, самокаты вошли в повседневную жизнь горожан надолго. Это экологичный, компактный транспорт. И если пользоваться им разумно, то налицо масса плюсов – от заботы об окружающей среде до разгрузки общественного транспорта, – говорит рыбинский предприниматель Григорий Халитов.
Прокатчики полны оптимизма. Кто-то планирует развивать систему поощрения постоянных клиентов, другие – использовать самокаты для интересных проектов, например экскурсий по Рыбинску. При соблюдении определенных требований – почему бы и нет?
Аварии ,гибель людей ,возгорание самокатов ,неприспособленность городской среды ,отсутствие оборудованных стоянок — это не полный список минусов бизнеса самокатчиков.Рыбинские ИП самокатов как всегда заскочили в последний вагон уходящего поезда. Париж ,Москва ,Питер ,ГД — все озадачены проблемой самокатов и вероятно скоро появится законодательная база которая ограничит вольность самокатчиков .
Конечно же опасны! По тротуару стало страшно ходить теперь, т.к. на них гоняют на полной скорости, как сумасшедшие. И его совершенно неслышно, когда он проезжает сзади тебя, и если ты вдруг решил свернуть, а сзади едет такой драндулет, то объехать тебя он точно не успеет. Такой вид транспорта должен использоваться только в парках, и на специальных дорожках, и нигде более, во избежание травм пешеходов. Пусть не на драндулетах этих ездят, а ногами ходят, здоровее будут…
Исключительно ваше мнение. Сама не езжу и другим не дам.
Для начала стоит быть внимательнее в общественных местах) по поводу дорожек все верно сказано…но вот нигде более уж увольте)