Год назад две рыбинские зооактивистки – Ольга Чернышова и Светлана Миронова – стали инспекторами по защите животных. Планы на лето у волонтеров были обширные: присмотр за неблагополучными хозяевами собак и стерилизация животных.
Недавно девушки подвели итоги сезона. И рассказали, как ежедневно сталкиваются с пренебрежением к животным, как рыбинцы реагируют на корочки инспектора.
И все же в их историях есть место теплым эмоциям: это отношение волонтеров к животным, непутевые хозяева, которым иногда просто нужна помощь, неравнодушные соседи, которые и просигналят о заброшенной собаке, и покормят ее.
Полномочиями Ольгу Чернышову и Светлану Миронову наделил областной департамент охраны окружающей среды. Перед девушками стоят две глобальные задачи: предотвращать жестокое обращение рыбинцев с животными и сокращать появление нежелательного потомства.
– Стерилизация – верный путь уберечь жителей Рыбинска от встреч с агрессивными собаками, от покусов и травм. Сейчас у нас нет диких стай, как, например, в Якутии. Потому что мы активно подбираем, социализируем и пристраиваем щенков, стерилизуем сук на свободном выгуле. Но стоит волонтерам перестать работать, Рыбинск захлебнется в потоке дичающих собак, – рассказывает Ольга Чернышова, основательница центра реабилитации бездомных собак «Шанс».
За год волонтеры «Шанса» провели большую работу по льготной стерилизации собак. До мая оперировали 13 собак, с мая по сентябрь – 79 сук и кобелей. Таким образом, способность размножаться потеряли около сотни рыбинских Полканов и Альм.
Как отбирали счастливцев? Стерилизовали в первую очередь уличных сук – тех, кто рожает по пять щенков 2-3 раза в год. Оперировали и тех, кому затем нашли новый дом, и тех, кому после операции пришлось вернуться на улицу – передержки Рыбинска переполнены животными. Ради последних даже пришлось увеличить территорию центра «Шанс», где и без того живут уже 20 взрослых и юных собак.
— Летом мы стерилизовали бродяжек, чтобы сократить поголовье ненужных щенков. А после операции этим беднягам просто негде отлежаться, – говорит Ольга. – Поэтому территория «Шанса» расширяется – впервые после постройки центра. На новой земле построим вольер на двух собак, появится еще одна зона выгула. Новое пространство используем для передержки бездомышей после стерилизации.
Были среди оперируемых и хозяйские животные. Чаще всего их владельцы – малоимущие рыбинцы: старушки с крохотной пенсией, многодетные семьи, безработные горожане. Словом, те, кому не под силу оплатить полную стоимость операции, – 10 тысяч рублей. Для них весомым аргументом оказывалась льготная цена – в три раза дешевле, чем в клинике.
Часть операций оплатили деньгами, которые пожертвовал рыбинский благотворитель. Еще часть сделал с большой скидкой ветврач, сочувствующий идеям волонтеров.
Своя правда зачастую есть и у жителей частного сектора – они привыкли к деревенскому взгляду на собаку: ну, гуляет, ну, рожает, приплод закопаем и дело с концом. С ними инспекторы по защите животных вели беседы, убеждали «обезопасить» собаку на самовыгуле – и от драк, и от половых болезней, и от истощающих родов.
— Радует, что людей с ответственным отношением к будущему питомцев становится все больше. Все меньше вопросов возникает, когда предлагаешь операцию, – говорит Ольга. – И сегодня продолжаем беседы с жителями частных домов Рыбинска о пользе стерилизации, об ответственности за нежелательный приплод от их питомцев. Следующая льготная стерилизация начнется с весны.
Как действуют общественные инспекторы? Выезжают по сигналу соседей, которых возмущает, что пса неделями не кормят или не лечат, с ним жестоко обращаются – заперли на жарком балконе или на цепи без воды. Все эти ужасы происходят в черте города: в Прибрежном, Заволжье, много обращений от неравнодушных жителей Гагаринского.
Так, не следила за двумя возрастными собаками неблагополучная семья в Гагаринском микрорайоне. Полкан и Найда жили на цепи, откуда периодически срывались погулять. Огород стал кладбищем, куда хозяева закапывали щенков.
— Наконец организм Найды не выдержал, собака заболела онкологией, но хозяева лечить животное не стали. Тут она и привлекла внимание соседей: истощенная, с кровавой раной. Мы помогли семье ее пролечить. А после смерти владельца пристроили обоих старичков в новые семьи, – рассказывает инспектор по делам защиты животных Светлана Миронова.
Убеждая хозяев, иногда приходится припугнуть, воздействовать авторитетом. Девушки беседуют, напоминают об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Грозят штрафами, полицией: с участковыми у них налажены отношения. Многие не готовы к общественной огласке, разбирательствам.
— Не все сразу соглашаются принять помощь. В том же Гагаринском в общежитии держали небольшую собаку: опухоль на глазу, вместо шерсти – сплошной колтун. Сигнал поступил от соседки. Хозяин нам в ответ: «Я лучше знаю». Но, увидев корочки инспектора, притих, пошел на контакт. Собачку мы ему помогли прооперировать, пролечить, – говорит Миронова.
Случается, что обычный визит инспектора в частный сектор может предотвратить трагедию. Недавно, выйдя по сигналу об истощенном алабае, девушки обнаружили ребенка, который не был нигде учтен.
— Женщина живет в доме с бывшим заключенным, четырьмя истощенными собаками и трехлетней дочерью. Когда ребенок родился, мать написала в поликлинику, что уехала из города, – чтобы ее не посещали медработники. Девочка не ходит в детсад, почти не появляется на улице, лишь иногда соседи слышат ее плач. Мы заявили в комиссию по делам несовершеннолетних, семью поставили на учет, наконец-то взяли под надзор, – рассказывает Светлана Миронова. – Со своей стороны, мы намерены подкармливать собак, чтобы они не умерли с голоду, пока мы ищем выход из ситуации. Ведь собаки здесь, по сути, заложники. А мы всегда на стороне слабых.
Вырос поток юных собак, которые за свой недалекий век успели побывать домашними. Все чаще приходится искать дом щенкам и подросткам до года. Кто их бросает? Молодые рыбинцы без семьи. Или же молодые семьи с маленькими детьми. Наигравшись милым щенком, понимая, что его надо воспитывать, больше кормить, они спешат выкинуть животное.
— К нам часто обращаются вчерашние школьники, хотят взять щенка. Но мы доверяем судьбу наших подопечных серьезным ответственным людям. Ведь собака требует много сил, времени и денег. Среди молодежи лишь единицы готовы нести ответственность еще и за животное. Надоевшего питомца без сожаления выставляют на улицу. Они пополняют армию бездомышей, – говорит Ольга Чернышова.
А вот волонтерить в «Шансе» студентов и школьников приглашают охотно.
— С нетерпением ждем волонтеров для выгула собак на постоянной основе. Будем рады помощи кормами, крупой, мясом, игрушкам для малышей, да и взрослые собаки любят поиграть, – говорит Ольга Чернышова.