Пока дедушки и бабушки современных детей сетуют, что внуки намертво прилипли к электронным гаджетам, родители сбиваются с ног в поисках редких книг современных детских авторов. В интернете идет настоящая охота за букинистическими редкостями, герои которых – киты, белки, львы и даже ожившие ветки деревьев.
Сейчас настоящий бум детской литературы. Издательства предлагают массу шикарных книг российских и зарубежных авторов с красивыми иллюстрациями на актуальные темы – развитие эмоционального интеллекта, безопасность в современном мире, отстаивание личных границ, эмпатию. А родителям остается только раскошеливаться или искать популярные книги в библиотеке.
Современные дети не читают, в телефонах сидят – охают взрослые, провожая взглядом очередного подростка, уткнувшегося в гаджет.
Заведующая центральной детской библиотекой в Рыбинске Елена Кириченко не согласна.
— Из 4850 наших читателей половина – это дети и подростки. На старший абонемент записаны 1350 ребят с 11 лет, на младший – 1238, — рассказывает она.
У некоторых маленьких читателей интерес к книгам в крови, но это редкость. В основном любовь к книгам прививают родители.
Продвинутые родители знают, что сейчас в библиотеке можно найти много книг для малышей. И это не только классические «Колобок», «Репка» и «Курочка Ряба». В последнее время появилось немало красочных изданий для малышей с красивыми иллюстрациями и минимумом текста. В них в доступной форме рассказывается о семейных ценностях, эмоциях и взаимоотношениях между людьми. Елена Кириченко показывает некоторые из них — «Милая мамочка», «Поцелуй меня», «Я люблю тебя».
«Мама бывает такая грозная, в ее глазах сверкают молнии. И мне хочется затаиться, словно маленькая букашка. Моя сердитая мамочка… Мама бывает такая быстрая. Она налетает, как ветер, и все летит кувырком. Она сразу делает несколько дел. Моя стремительная мамочка…»
— Такие книги помогают понять, что люди, даже родные, могут испытывать разные эмоции, но родители, несмотря ни на что, любят своих детей, даже если им порой не нравится их поведение, — рассказывает Елена Кириченко.
Она отмечает, что современные читатели стали более требовательными – спрашивают редкие книги современных авторов, а также раритеты, например «Плюшевого зайца» Марджери Уильямс.
Читательские предпочтения в библиотеке учитывают. Произведения, которых нет в наличии, записывают и при возможности заказывают. Специалисты постоянно отслеживают результаты литературных премий. Книги победителей периодически закупают для абонемента. Ежеквартально детскую библиотеку пополняют до 300 новых детских книг.
В последние годы диапазон тем, затрагиваемых в детской литературе, значительно расширился, появились новые тенденции. Первой из них специалисты называют активное отцовство в произведениях для детей.
— Общество осознало, что роль папы в жизни ребенка не вторична и так же почетна и ответственна, как роль матери. Все чаще отцы активно участвуют в воспитании сыновей и дочерей и считают это жизненным приоритетом, — продолжает Елена Кириченко.
В детской литературе эта тенденция отображается и поддерживается одновременно. Вот, например, порция милоты из книги в коллекции детской библиотеки:
«- А еще он бывает колючий, словно кактус.
— Это больно?
— Нет, совсем не больно, даже наоборот – щекотно».
Это речь о папе и его бороде. Книжка предназначена для детей 2-3 лет. Уже с такого возраста книги про активных пап – тема номер один.
Тренд номер два в детской литературе – лидерство женщин. Так же как героини фильмов и мультфильмов, девочки из книг продолжают ломать стереотипы. Они активно занимаются наукой, конструируют, учатся, сражаются со злом, ценят свою независимость.
Диапазон книг для чтения на эту тему очень широк, от современных «малышовых» «Ада Твист – экспериментатор» и «Роза Ривера – инженер» до классической «Полианны» и «Сказок на ночь для юных бунтарок». В последней рассказывается о Марии Кюри, Фриде Кало, Валентине Терешковой, Эмили Экхарт и других женщинах, сломавших стереотипы. В современном мире достаточно быть собой, а не ванильно-розовой принцессой.
Современным детям в доступной форме предлагают рассказы и сказки на экологические темы. В Рыбинске за примером далеко ходить не надо. Издательство «Медиарост» в свое время выпустило книгу «Мусор», которую можно начинать читать с 3-4-летнего возраста.
Еще один важный тренд – секспросвет. На книгах «про это» цифры возрастного ценза уверенно ползут вниз. Малышей учат правильно называть анатомические органы, не заменяя их на сюсюкающие синонимы, с 3-4 лет рассказывают о «правиле купальника», когда никто, кроме матери или врача, не имеет права касаться интимных зон ребенка. Личные границы неприкосновенны. Если приучить малыша к мысли, что взрослый, даже очень близкий, не имеет права обнять и поцеловать без разрешения, то в дальнейшем это даст силы сказать твердое «нет» опасному незнакомцу.
Эмоциональный интеллект и его развитие – еще одна «фишка» современной детской литературы. Детей учат слушать себя, разбираться в своих эмоциях, не скрывать и не стесняться страха, гнева и радости, а также сопереживать и понимать чувства других людей. Говорят, что в будущем успешность людей будет определять не столько высокий IQ, сколько уровень эмоционального интеллекта. Поэтому на книжных полках часто встречаются книги про радость и грусть, гнев и уныние, веру в себя и разочарование. Названия у них самые разные – «Азбука чувств», «Что ты чувствуешь?», «Книга про счастье».
А еще детям стараются с ранних лет привить знания по разным темам. Причем в доступной для их возраста форме. Прогрессивный нон-фикшн стал мега-модным у родителей. Они скупают книги по бионике, генетике, цитологии, эволюции, медицине, космосе. В них детям в доступной для возраста форме рассказывается о том, как устроено все в мире – от вирусов до небоскребов и планет.
— Для детей младшего дошкольного возраста сложные вещи объясняются буквально на пальцах – в форме сказок, схематичных комиксов, — рассказывает Елена Кириченко. — Такие книги выпускаются целыми сериями. Например, о том, как устроено наше тело, механизмах возникновения заболеваний и методах их профилактики можно узнать из серии книг «Тайная жизнь вирусов», «Тайная жизнь соплей», «Тайная жизнь болячек», «Тайная жизнь зубов».
Еще родители осознали – чтобы из ребенка не вырос невротик, нужно уважать его как личность, предоставлять больше свободы самовыражения и лишь мягко направлять в нужное русло. Современные авторы перестали воспевать непререкаемый родительский авторитет, говорить о страхе наказания как о действенном методе воспитания.
Кстати, именно поэтому классика детской литературы сейчас переживает эпоху переосмысления.
— Популярными продолжают оставаться произведения Пушкина, Носова, Пантелеева, Драгунского, Бианки, Барто, которые призваны воспитывать в детях честность, любовь к природе и прочие положительные качества личности. При этом современные родители стали более щепетильны в отношении действующих лиц этих произведений, особенно поступков взрослых, — говорит Елена Кириченко.
Например, многие современные мамы и папы недоумевают, как могла мать из рассказа Николая Носова отправить маленького сына одного в ночи возвращать огурцы, которые он украл по наущению старшего товарища. Почему не объяснила, что в его поступке плохого, а сразу категорично заявила, что такой сын ей не нужен?
Или почему у дедушки в рассказе того же автора «Бобик в гостях у Барбоса» на стене висит плетка, которой он лупит своего пса? И это в то время, когда все кругом говорят о гуманном отношении к животным!
Чего стоит эпизод в рассказе Леонида Пантелеева «На море», где две маленькие девочки идут по городу голыми, потому что у них на пляже украли одежду. Прохожие – взрослые люди – показывают на них пальцами и говорят «смотрите, какие смешные девочки идут», а милиционер и вовсе ругается и грозится забрать в участок. Здесь дети и животные беспомощны перед взрослыми, а у тех, в свою очередь, не хватает такта и мудрости для того, чтобы посочувствовать.
Или запрет на эмоции в произведении Софьи Прокофьевой «Сказка про Ойку-плаксу». Маленькая девочка часто плачет и этим мешает всем окружающим: петушку – петь, кузнечику – стрекотать, лягушкам – квакать, солнышку – светить. С учетом совета некоторых сегодняшних психологов, что надо давать детям выплакаться, не осуждать и не ругать за проявление эмоций, налицо нестыковка с современными тенденциями.
Именно поэтому некоторые признанные произведения современные родители читают детям с оговорками и пояснениями либо совсем убирают из списка литературы.
— Сейчас книги не просто развлекают детей и подростков, они стали настоящими помощниками для всей семьи в разных жизненных ситуациях. В них затрагивается большой диапазон проблемных вопросов – от того, как отказаться от пустышки наиболее щадящим для психики способом, до того, как отправиться в детский сад без слез или побороть страх темноты.
Для младших школьников и подростков – как адаптироваться к школе, найти друзей.
— Библиотекари часто просят приобрести для абонемента книги про буллинг с практическими советами, как вести себя с одноклассниками, — рассказывает Кириченко. — Тяжелые темы о детях из неполных семей, конфликтах с ровесниками поднимают многие современные авторы.
Очень проникновенно и жизненно об этом пишет Дина Сабитова. Например, в ее произведении «Там, где нет зимы» рассказывается о чувствах двух детей, которых при живой матери воспитывает бабушка.
Памятуя о современном тренде на раннюю профориентацию, в библиотеку заказывают книги про профессии. В том числе для самых маленьких читателей.
Удивительно, но в библиотеке не хватает и признанной классики.
— У нас в дефиците произведения Тэффи, рассказы Чехова – «Хамелеон», «Злоумышленник», «Пересолил». Дело в том, что эти произведения входят в школьную программу, и иногда их не хватает на всех читателей, — говорит Елена Кириченко.
Порой нужные издания приносят сами читатели. В детском абонементе организовали буккроссинг – обмен прочитанными книгами.
Среди родительских предпочтений много книг, которые уже не издаются и стали библиографической редкостью. В интернет-магазинах многие из них сметают, только они успевают появиться. Например, бывшую в употреблении книгу мега-популярного детского автора Бенджи Дэвиса «День, когда вернулся кит» продают втридорога. Если изначально современная букинистическая редкость стоила 300-500 рублей, то сейчас ее предлагают приобрести за 2-4 тысячи. И чтобы найти ее по сходной цене, надо очень постараться.
— Я год мониторила предложения на сайте бесплатных объявлений. Но поймать книгу по адекватной цене так и не удалось. Пришлось пользоваться альтернативной версией на английском языке. Потихоньку переводим с дочкой, — рассказывает мама четырехлетки Татьяна.
Тонкая детская книжечка «Человеткин» Джулии Дональдсон продается на ура, даже если в два-три раза стала дороже. Та же история с «Белками в переделке» Рейчел Брайт, «Лев в библиотеке» Мишеля Кнудсена. Казалось бы, блажь. Но, возможно, ценность книг определяется не только их редкостью.
Отличительная особенность современных изданий – глубокий смысл в простом изложении. Детские авторы в нескольких словах могут рассказать о глобальных вещах и проблемах – принятии себя, умении видеть необычное в простых вещах, о том, что иногда можно нарушать установленные правила. Подкупают и великолепные иллюстрации. Недаром на титульном листе рядом с именами авторов крупными буквами пишут фамилии художников. Их работы уже не такие, как в советских книгах, они более абстрактные, ассоциативные, акварельные, порой хулиганские.
И еще интересный момент. Многие родители, приобретая популярные книги, затем, после прочтения, когда ребенок вырастет, успешно их продают. Так в современной реальности хорошие детские издания стали способом инвестирования денег.