Рыбинском заинтересовалась московская компания «Л-Петро» – резидент инновационного центра «Сколково», разработчик и производитель оборудования для нефтегазового сектора. В нашем городе инвестор хочет запустить производство забойных скважинных тракторов с символичным названием «Бурлак». Это уникальное отечественное оборудование, ранее в России ничего подобного не производилось.
На прошлой неделе генеральный директор «Л-Петро» Максим Львов встретился с первым заместителем главы Рыбинска Евгением Крюковым, чтобы обсудить вопросы размещения в городе перспективного производства.
Для Максима Львова, гендиректора компании «Л-Петро», это первый визит в Рыбинск, но он убежден, что далеко не последний. Он признается, что с первых минут город его очаровал:
— Когда я учился в Таганрогском радиотехническом институте, на родине Чехова, много читал его рассказов. Оказавшись в Рыбинске, я будто попал в ту дореволюционную эпоху, в атмосферу «России Чехова». По всему видно, что у города богатое историческое наследие, и оно интересно подано: вывески под старину, хорошо отреставрированные здания в центре. Создается впечатление основательности и неторопливости.
Старинный и атмосферный – таким Рыбинск видится глазами туриста. Технологически развитый и обладающий кадровым потенциалом – так его воспринимает инвестор. Максим Львов приехал в Рыбинск, чтобы наладить отношения с местными властями и в перспективе организовать здесь инновационное предприятие по производству скважинных тракторов с символичным названием «Бурлак». Их применяют нефтяники, когда нужно обследовать скважины, доставить туда оборудование или произвести работы.
— Забойный скважинный трактор – это такой «червяк» диаметром со спичечный коробок и длиной до 11 метров. Он перемещается в нефтяной скважине на большой глубине в экстремальных условиях: агрессивная среда, огромное давление, высокие температуры (мы испытываем тракторы в условиях до тысячи атмосфер и до 120-150 градусов), — поясняет производитель оборудования.
«Бурлаки» призваны трудиться в так называемых горизонтальных скважинах. Это тренд сегодняшнего и завтрашнего дня в разработке месторождений углеводородов. Вертикальные скважины постепенно уходят в прошлое.
— Более 70% скважин, введенных в эксплуатацию «Роснефтью» за девять месяцев этого года, являются горизонтальными. Их доля постоянно увеличивается. С точки зрения экономики, это наиболее оправданный способ разработки месторождений, — поясняет гендиректор «Л-Петро».
Для обслуживания горизонтальных скважин требуется специфическое высокотехнологическое оборудование. Нефтяники должны обследовать их по целому ряду параметров, проводить геофизические исследования. Существует несколько технологий, как доставить в скважину приборы и оборудование. Одна из самых перспективных – скважинные трактора.
Для России подобное оборудование – уникальная история. До недавнего времени ЗТС в стране не производилось вовсе. Высокотехнологичные нефтесервисные услуги предоставляли нефтедобытчикам зарубежные компании. Причем две из них не продавали оборудование – охраняли свои технологические секреты, а третья хотя и предлагала на продажу свои агрегаты, но по заоблачным даже по меркам нефтяников ценам. После начала СВО западные фирмы и вовсе ушли из России. Темы импортозамещения и технологического суверенитета страны зазвучали для предприятий ТЭК еще актуальнее.
Собственные разработки скважинных тракторов команда «Л-Петро» начала еще в 2018 году. На создание опытных образцов, прохождение стендовых испытаний, в том числе термобарических, и получение патентов ушло более трех лет. Помимо оборудования, московская компания спроектировала и изготовила стенды для проверки скважинных тракторов и их отдельных узлов.
Недавно «Бурлак» успешно прошел опытно–промышленные испытания в реальных нефтяных скважинах. А в декабре этого года при поддержке Минпромторга России первый отечественный забойный скважинный трактор был представлен на Технологическом саммите «Бурение и добыча в России» в Тюмени. Как отмечают эксперты, российские «Бурлаки» способны выполнять сходный с западными аналогами спектр работ, при этом и сам трактор, и сервисные работы обойдутся заказчикам гораздо дешевле.
Сейчас производитель уникального для России оборудования находится на пороге нового этапа в развитии компании. В «Л-Петро» намерены масштабировать производство и для этих целей подыскивают промплощадку.
— Когда встал вопрос об организации серийного производства, мы обратили внимание на Ярославскую область, на Рыбинск — центр оборонной промышленности России, где сосредоточены высокопрофессиональные специалисты. Наше производство не требует большого количества работников, поэтому вопросы с кадрами, думаю, мы сумеем решить, — убежден Максим Львов. – Запуск новых производственных мощностей позволит нам удовлетворить спрос на комплексные услуги с использованием забойных скважинных тракторов в России и дружественных странах, покончить с монополией западных компаний в этом сегменте нефтесервисного рынка.
В рамках делового визита в Рыбинск инвестор заручился поддержкой администрации города.
— Успешные примеры работы RnD центров (НИОКР), в качестве которого выступает команда «Л-Петро», можно только приветствовать, — отмечает первый заместитель главы Рыбинска Евгений Крюков. — Ведь RnD центр в классическом понимании этого термина — это инновационный офис, направленный на создание и реализацию новых продуктов и решений совместно со стартапами, студентами и разработчиками. Администрация Рыбинска готова поддерживать подобные инициативы предпринимателей и помогать в их реализации.
Следующий шаг – выбор территории. По словам Максима Львова, на создание нового предприятия они отводят год. Запустить производство инвестор намерен уже в 2025 году.