— Огонь Славы. Стыдно было, когда столь важный мемориал находился в таком состоянии. Решили не ограничиваться косметическим ремонтом. Основание привели в порядок: подняли плиты и применили мостовой бетон. Теперь мемориал простоит гораздо дольше. Исполнен долг и перед предками, и перед детьми.
Мост. Одно дело запланировать, добиться финансирования, другое – реальное строительство. Это сложнейший инженерный объект. Кроме того, потребовалось пересмотреть городскую транспортную схему, ввести реверсивное движение. Рыбинцы показали себя дисциплинированными водителями, лишь единицы позволяют себе нарушать очередность проезда. Благодаря этому и настройке светофоров у нас время прохождения реверса намного лучше, чем в других городах. Выдерживаются и темпы ремонта.
Дорожные работы. Отремонтировали в этом году десятки участков во всех районах города. А самое главное – добились большого финансирования на будущие 2 года. Миллиард рублей от области — это в три раза больше, чем в этом году. А в 2025 году мы входим в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги». И сегодня готовим ПСД. Выполнен огромный объем проектирования, документы проходят госэкспертизу.
Социалка. В этом году активно обновляли спортивные объекты, ремонтировали плоские кровли спортшкол, приводили в порядок спортзалы. В 2024 наступит время школ и детсадов – будем обновлять дворы и школьные территории, во многих древний асфальт. Область выделяет финансирование на 2 детсада, город добавит средства на еще один детсад и школу. Плюс поставил задачу изыскать внутренние средства.
Проектное бюро. Теперь сметы на ремонт делают специалисты, а не директора школ. Ставки создали за счет сокращения штата администрации. Деятельность бюро уже позволила сэкономить порядка 40 млн рублей. Эти деньги мы направим на программу уличного освещения. Начнем устанавливать опоры освещения там, где их никогда не было. Начнем с Окружной, затем распределим фонари по проблемным территориям города.
Энергосервисный контракт. Когда я только вступил в должность главы, исполнитель контракта заявил, что выполнил его. Но мы дали понять, что не были удовлетворены результатами. И добились того, что работы продолжили, перегоревшие и тусклые лампы меняют на более мощные.
— Это одна из приоритетных задач для администрации. Были известные самые острые проблемы в районах Полиграф, историческом центре, Северном. Смогли уже сделать многое. Заменили почти километр труб на ул. Бори Новикова – зимой, без отключения тепла. В Мариевке закрыт вопрос по теплу на ул. Нансена. Сложнейший проект по замене магистральной трубы на ул. Радищева – здесь были самые большие утечки теплоносителя, вода тоннами уходила в землю.
«Рыбинская генерация» закупила новую технику: раньше тяжелый 10-тонный самосвал, зайдя во двор, ломал асфальт, теперь трехтонники работают аккуратно. Полномочия по теплоснабжению в область не переходят. Будем взаимодействовать более плотно с ресурсником: усилим корпоративное управление, поможем создать учредительную, балансовую и кадровую комиссии. Закладываем в бюджете средства на субсидирование предприятия.
— Нужно трезво оценить и признаться – Рыбинск не тянул пассажирский транспорт. Все маршруты были нерентабельны. Все больше людей пересаживается за руль, у автобусов падает число пассажиров. Общественный транспорт приходится субсидировать, город не может взять на себя полный объем финансирования, частники не приобретают полноразмерные автобусы. А область как раз способна решать проблему.
И это не просто передача транспорта в область, а отлично подготовленный переход. Еще летом мы приобрели 40 автобусов и начали наращивать штат водителей под эти машины. Область закупает еще 66 новых автобусов для Рыбинска. В Ярославле после такой же транспортной реформы у водителей значительно выросли зарплаты. И у нас так будет. А увеличение числа автобусов сделает возможным новые маршруты: в Казанском, Прибрежном, Северном микрорайонах. Возможно, даже пустим автобус по набережной до Прибрежного и дальше до «Виконды».
— Дороги трудно делить на главные и второстепенные – все важно. И проезды к соцобъектам, и выезды из города, и дороги исторического центра. До начала учебного года отремонтировали проезды к школам, детсадам, больницам. Обновили выезды: Глебовскую, Переборский тракт, Целинную, два км Ярославского тракта, уложили первый слой на 3-й Тарнопольской, сделали участок Окружной.
Основные заделы на следующий год – важнейшие для города дорожные артерии. Подчеркиваю – в разных уголках Рыбинска. Полностью отремонтируем ул. Ворошилова: с освещением, троллейбусным кольцом. Выполним ул. Гагарина, тротуары выложим плиткой, предусмотрим парковочные карманы. Сделаем ул. Новую, участок ул. Куйбышева. Обновим ул. Радищева и Чкалова. Отремонтируем больше 20 дворов, продолжим обновление тротуаров.
— У нас есть РУМСР, подросли и подрядчики второго поколения. Так, МБУ «ДЭС» уже ремонтирует тротуары, обладает и опытом, и техникой.
— Действительно, дорогу мало отремонтировать, ее надо достойно содержать. Новая, но неубранная дорога не радует. Мы начали разбираться – с чего начинается и чем завершается рабочий день сотрудника «ДЭС» — основного подрядчика по уборке Рыбинска. Там всего одна душевая, которая не работает зимой. И так не один десяток лет. Словом, мы плотно занялись предприятием. Постепенно увеличиваем зарплаты. Будем набирать сотрудников, приводить в порядок условия труда: зимой отремонтируем душевые, обновим раздевалки, займемся боксами, где ремонтируют технику.
Но начали мы именно с техники. Если бы накануне декабрьского снегопада мы не пополнили парк «ДЭС», город встал бы в пробках. Потому что старая техника, если работать на ней без остановки, начинает быстро ломаться. Раньше убирали одну треть города – основные дороги, в лучшем случае, второстепенные. Внутриквартальные проезды не убирали совсем. Сейчас автопарк «ДЭС» позволит нам убирать все дороги Рыбинска.
— Обязательно продолжим, область дает деньги. Обновим подсветку на Авиационном колледже – это настоящая жемчужина Рыбинска. Обозначим монумент «Волга», Костел и здание департамента архитектуры, как одну из доминант Крестовой. Обязательно смонтируем подсветку моста, но это после ремонта. Уже подсветили Спасо-Преображенский собор, в планах – свет на крестах.
— Продуктивно. В новом Совете много людей, привыкших решать сложные хозяйственные вопросы, умеющих слышать людей. Это руководители школ и спортивных объектов. Они не дают нам, чиновникам, расслабляться, ставят хозяйственные проблемы города и горожан. Рад, что в Ярославской областной думе от Рыбинска семь представителей, и это, конечно, приносит свои плоды. Недавний примет – областные депутаты отстояли для города 90 млн рублей на ремонт рыбинских школ.
— Действительно, у нас большие кадровые перестановки, новая команда — 30 человек, каждый вложил в наш город много сил, не хочу перетягивать одеяло на себя. Много людей непубличных, которые тихо и очень качественно выполняют свою работу.
Например, Любовь Михеева, начальник контрольно-ревизионного отдела. После ее прихода КРО стали бояться, и правильно – это орган, который выявляет нарушения внутри администрации. Михеева обнаружила серьезнейшую проблему в МУП «ИРЦ», расследуется уголовное дело, ущерб, нанесенный жителям, будет возмещен. Кроме того, КРО работает на опережение – многие отделы меняют подходы к закупкам.
Полина Харитонова, главный архитектор города. В 28 лет она стала финалистом губернаторского проекта «Ярославский резерв», взял в департамент архитектуры Рыбинска. Так вот, победа в конкурсе Минстроя, по итогам которого выполнен ремонт набережной Черемухи, — это заслуга Полины. А ее идеи по наполнению Волжского парка реализовали этим летом.
Очень доволен работой строительного блока, где было два новых назначения: замглавы по архитектуре Алишер Рустамов и начальник управления строительства Владимир Бердников. Рустамов пришел из Ростова, а люди из районов воспринимают Рыбинск как однозначное повышение, и это хорошая мотивация. Он ежедневно курирует капремонт моста, глубоко в теме, проблемы здесь возникают постоянно и быстро и качественно решаются.
Бердников – профессиональный строитель и проектировщик. Как виртуозно он справился с берегоукреплением в этом году! Были одновременно и стройка за «Полетом», и ремонт в Северном, и проектирование двух берегов Шексны и берега на набережной Космонавтов. В Волжском берегоукрепление уже существует в виде строчки в федеральном бюджете, а значит, прошло все стадии утверждения документации.
— Мы сдаем теплоход в аренду специализированной подмосковной компании, которая занимается судами, может его обслуживать. Я уверен: флот — это узкопрофессиональная область, которой или надо плотно заниматься, иметь несколько судов и команду, или брать кораблики в аренду и не беспокоиться больше ни о чем. Затраты на одно судно неэффективны, они никогда не оправдаются. Да и с точки зрения эстетики «Бурлак» меня не очень радует. Мы договорились – компания весной нам сдаст в аренду плавучий ресторан с панорамными окнами. А у «Бурлака» они устранят все претензии транспортной прокуратуры. И у Рыбинска будет два судна, которые обслуживают профессионалы. Надеюсь, желающих прокатиться будет достаточно.
По дебаркадеру. Мы вошли в программу инвестиционного бюджетного кредитования, будем стараться возродить потерянное в пожаре сооружение в 2024-25 годах. Но он будет на берегу, потому что такое наводные конструкции уже не соответствуют современным техническим требованиям. Сейчас проектировщик исследует участки рыбинского берега, затем даст советы и проектные решения.
— Очень перспективный район. Проектируем здесь ливневку – с ней огромная проблема, поэтому сложно что-то строить, даже новостройки откачивают воду из подвалов. И серьезная проблема с социальной инфраструктурой. Поэтому мы на всех застройщиков (сейчас там масса новых строек) возложили нагрузку – строить дома сразу с парковками. Детсад новый есть, нужна школа. В регионе мы первые на очереди – как только появляется федеральное финансирование, мы сразу начинаем большую стройку, проект уже готов. Школа будет великолепная, самая современная, вместит все новинки.
В планах налаживать автобусное сообщение в Прибрежном, продолжить ул. Новоселов до ул. Гражданской. Неподалеку, на Пузыревом поле, выделен участок под православный храм.
— Любая УК – это коммерческая организация, созданная для прибыли. Акции РУК город приобрел в ходе приватизации, и я считаю это решение ошибочным. Фактического рынка УК так и не появилось, не могут дома свободно переходить от управдома к управдому. Сегодня нормально работают те УК, что выросли из советских ЖЭКов. Тот же «Финансовый попечитель» – надежная, договороспособная, выполняющая городские рекомендации. И РУК тоже много делает – за сезон обновил пять фасадов.
Что касается убыточных домов: их пытается брать под крыло УК «Престиж», вместе с нормальным домом в нагрузку берет старый МКД. Но это все временные решения. Все же проблема не городского, а федерального уровня. Думаю, рано или поздно появится программа субсидирования, аналогичная «Нашим дворам».
— Будем продолжать приводить в порядок исторический центр. Продвигаем идею туристического кода: витрины, окна, двери в едином стиле, указатели, таблички номеров на домах и прочее визуальное наполнение. Конечно, для бизнеса все это будет субсидироваться — надеемся, что федеральными деньгами. Проект туркода уже готов, ждет воплощения. Плюс зелени побольше. И у нас будет Рыбинск не хуже европейских городков.
Туристы желают комфортно провести время – для этого в Рыбинске строится шесть гостиниц. В том числе пятизвездочный отель на ул. Стоялой, там, где сейчас руины усадьбы Журавлева. Готово здание апарт-отеля на Волжской набережной. И еще четыре гостиницы сейчас в процессе реставрации, в их числе здание на Ломоносова, остальные в разных уголках города. Мы серьезно увеличим возможность остановиться в городе на несколько дней.
Часто слышу от горожан – а нам что с увеличения турпотока? Но подстраиваясь под гостей, мы одновременно улучшаем и жизнь горожан. Например, «Вкусвилл» открылся в историческом центре, там, где почти нет супермаркетов. Без турпотока его бы не открыли, но и только на туристов коммерсанты не рассчитывают. Новые кафе-рестораны тоже – качественное разнообразное обслуживание получают и рыбинцы. Та же «Дружба» в Волжском парке удобна для отдыхающих.
«Сбербанк» подсчитал платежи с иногородних банковских карт – они выросли до 870 млн с 2016 года. Это только Сбер и только карты. А с наличными и другими банками предположу, что все полтора миллиарда. Получается, мы создали целую отрасль экономики практически с нуля.
— Начнем с наших основных парков – мы их облагородили, теперь будем держать в порядке. Позитивный пример у нас есть – Карякинский сад, хотя иногда и, кажется, что там перегибают палку.
Начнем с размещения в парках дог-пакетов. И постепенно рыбинцы сами привыкнут к этой мысли, будут друг друга контролировать. В Питере, если ты идешь гулять с собакой без дог-пакета, тебя соседи и окружающие осудят. Начнем формировать культуру поведения в общественных местах. Ведь сначала нужно создать условия, только потом штрафы применять.
— Действительно, у рыбинцев возникают вопросы – почему в хоккей ежегодно вкладываются 10 млн, а достигшие олимпийских высот шорт-трек и плавание якобы в забросе. На самом деле, эти миллионы – просто слезы по сравнению с почти миллиардом, который вскоре поступит в Рыбинск: 400 млн рублей на новую ледовую арену, которую уже начали строить, 500 млн рублей на капремонт бассейна «Темп», который начнется в 2025 году.
У нас очень спортивный город, есть что и кого поддерживать. Гордимся достижениями наших спортсменов. Но нужно развивать и те направления, где нет ярких успехов.
Например, массовый футбол, в который с удовольствием гоняют сотни рыбинских мальчишек и девчонок. Обидно, что мы, второй город в области, живем без профессиональной команды. Поэтому будем заниматься футбольными полями. А если не заниматься, не вкладываться – результаты и не появятся.
— О 10 миллиардах рублей на ремонт всех рыбинских дворов.
Пусть мэр 1 января прокатится по городу на общественном транспорте и посмотрит в каких плачевных троллейбусах и автобусах ездят жители города. А после выходных прокатится в час пик на 16 маршруте. Попробует сесть в автобус где нибудь возле виконды
Отчёты всё бодрее ,планы всё грандиознее а жизнь не улучшается ,доходы растут медленно ,но всё съедют сумасшедшие цены и двухзначный рост тарифов.Радоваться нечему,впереди мрак в условиях безпросветного СВО.
И в обратном напраалении на Толбухина
Зато у нас есть новые велодорожки, по которым в теплую половину года ездит три велика в день, а в холодную они нафиг никому не нужны.
«Строить дома сразу с парковками» — ну да, аж целых 10 парковочных мест на 40 квартир, по древнему нормативу 70-х годов, когда автомобилей было три штуки на дом.
Нужно не абстрактные «дома с парковками», а четкий норматив для всех новостроек — минимум одно машиноместо на квартиру. Если человек покупает новую квартиру за 4-6-8-10 миллионов, то автомобиль он себе точно может позволить, хотя бы Гранту или бэушку.
И, кстати, почему только в Прибрежном? Тот же Зевс по всему городу лепит новостройки, и везде с парковочными местами — полный швах.
Отель пять звёзд строится на месте развалин усадьбы Журавлёва? Не видел там никаких признаков строительной деятельности.