Александр Козлов — философ по образованию, журналист по призванию и историк по жизни. Окончив философский факультет Ленинградского университета, он начал работать на рыбинском электротехническом заводе редактором местного радиовещания. Затем создал там многотиражную газету, ушел на партийную работу и опять вернулся в журналистику.
На Рыбинском приборостроительном заводе он открыл, как сейчас говорят, корпоративное издание — газету «Знамя труда». Это название придумал сам, а потом с улыбкой рассказывал, как позже узнал, что такое же имя носила эсэровская газета, выходившая в революционной России. И он молчал, дабы не расстраивать партийных боссов.
Затем, работая уже в музее, он писал истории Рыбинска. Сидел в архивах, в музейных фондах, читал старые газеты, все, которые когда-либо издавались в Рыбинске. Он искал любопытные факты из жизни города и его жителей и писал свои истории.
Вот несколько коротких зарисовок, которые написал Александр Козлов.
Знаете ли вы, что такое цепное пароходство? Нет? А тем временем в Рыбинске 19 века о нем было хорошо известно. Организовано оно было в 1863 году на реке Шексне от нашего города до Белозерска.
На протяжении 400 километров по дну реки проложили мощную металлическую цепь. По ней, словно паромы, двигались туеры — специальные буксиры. Они выбирали цепь из воды впереди себя и сбрасывали ее на дно сзади. И тащили за собой по тричетыре груженых судна.
На Шексне стояли специальные станции- разъезды, где баржи, следующие вниз по реке, могли разойтись, как на железнодорожном узле, с теми, что идут вверх по течению.
В течение 25 лет управлял цепным пароходством рыбинский купец Илья Осипович Авербах. И в конце его длинной карьеры сотрудники подарили своему любимому начальнику модель туера, которая сегодня стоит в Рыбинском музеезаповеднике.
Еще у Ильи Авербаха был внук Александр — известный актер, игравший в петербургских театрах. А его правнук — тезка Илья Авербах — стал знаменитым советским кинорежиссером.
А вы слышали, что в Рыбинске дважды бывал Анатолий Дуров, основатель знаменитой цирковой династии? Цирковые труппы приезжали в наш город регулярно. Особенно во время навигации, когда население Рыбинска увеличивалось в несколько раз. На Ярмарочной площади стоял шатер, где и проходили гастроли.
Так вот Дуров, однажды приехав в Рыбинск на своей машине, поставил ее (припарковал, как сказали бы сегодня) прямо у пожарной каланчи, где тогда располагалась не только пожарная охрана, но и полицейский участок. Полицейским такое развязное поведение столичного гостя не понравилось, и они потребовали убрать автомобиль.
Но Дуров уперся: «Здесь стоять будет!» Тогда дюжие полицейские вышли толпой на улицу и отволокли стоявшую на тормозах машину циркача подальше от пожарной каланчи. Сказать, что Дуров был разгневан — не сказать ничего!
А еще в Рыбинске жила талантливая предпринимательница Елизавета Егоровна Эльтекова. У нее был винокуренный завод в деревне Большой Двор, в районе Рыбинска, который сегодня называется Запахомовским. На этом заводе она производила водку. И разливала в бутылки, одна из которых сегодня находится в рыбинском музее.
Если посмотреть через прозрачное стекло на оборот этикетки, можно увидеть надпись: «Прошу не путать мою продукцию с продукцией Эльтековой из Мологи».
Эльтековы были двоюродными сестрами, но это не мешало им жестко конкурировать в производстве алкоголя.
Осенью 1912 года в Рыбинск прибыл караван из 250 судов, груженных различными товарами. Прибыл он слишком поздно для того, чтобы идти вверх по течению Мариинской водной системы в Санкт-Петербург. Часть груза удалось отправить по железной дороге.
А суда, поскольку гавань уже была занята, решили поставить в тричетыре ряда вдоль левого берега Волги на зимовку. И дабы не поломал их лед, стали строить защитные укрепления. Деревянные срубы, установленные на дне реки, заполненные камнями доверху, должны были остановить ледоход.
Но в марте 1913 года вода резко поднялась, и лед снес защиту вместе с пароходами и баржами. Щепки от 250 бывших судов еще долго плавали по течению Волги, а судовладельцы подсчитывали огромные убытки.
Жил когда-то в Рыбинске купец по фамилии Калачев. Слыл он чудаком и оригиналом, но предпринимательской хваткой был наделен сполна. Именно он открыл в Рыбинске начало дачной местности Мариевка. Кстати, звалась она тогда Мареевка — от слова «марево».
Калачев скупал земли, разбивал их на участки, обносил заборами и перепродавал с хорошей выгодой для себя.
На том месте, где начинается Крестовая улица, ближе к сегодняшнему мосту через реку Черемуху, Калачев построил ресторан «Эльдорадо». Затейливая деревянная резьба, хорошая кухня, выпивка, музыка, певички Фифи и Зизи…
Ресторан быстро приглянулся местным купчикам, которые начали хорошо проводить в нем время. Однако заведение невзлюбили купеческие жены. И дело кончилось пожаром. Причину его достоверно установить не удалось. Но в народе не исключали версию поджога этого питейного заведения.
Когда Германия потерпела поражение в первой мировой войне, ей запретили производить любые виды вооружения. А молодая советская Россия уже тогда стремилась стать самолетной державой. И она приобрела концессию на производство моторов для самолетов «Юнкерс».
Сами же самолеты в целях пропаганды их производства пустили летать по всей стране. Прилетали они и в Рыбинск. И устраивали аттракционы — катание горожан на гидросамолете вдоль Волги и Шексны. Такими полетами даже награждали передовиков производства.
О любви «по-рыбински» у Александра Козлова несколько забавных, печальных и радостных историй. Вот как одну из них описывала газета «Рабочий и пахарь».
Коммунист женится на комсомолке. Под портретами Ленина и Маркса висит текст торжественного обещания новобрачных перед великими учителями коммунизма: «Мы объединились не для тихой спокойной жизни, а для совместной работы на благо трудящихся».
Свадьба — как партийное собрание. Председатель говорит: «Мы собрались здесь не для обжорства и пьянства, а для товарищеской беседы». Все встают и поют «Интернационал». Вносится предложение принять молодую — товарища Раю — в кандидаты в члены партии.
Молодым подносят свадебный подарок — бюст Карла Маркса. Затем председатель приглашает всех за стол для товарищеской беседы и завтрака. Через три часа все организованно расходятся.
Вот таким бы сподвижникам гранты от Культурных инициатив!
Один из моих учителей! Удивительный, тонкий человек. Вечная память.