Темы 14 января 2024

Купец-кузнец

Вспоминаем о Головкине, основателе литейки в Ягутке, позже известной как «Завод Гвоздь»

Крестьянин Капитон Головкин в середине XIX века приехал в Рыбинск из села Васильевского. Разбогател, возвел на Крестовой-81 каменный дом, основал литейное производство в Ягутке. Потомки завод развивали: отливали вошедшие в моду чугунные надгробия и якоря, имевшие хороший сбыт в портовом городе. Брали и господряды: в Первую мировую производили артиллерийские двуколки под снаряды.

Но взлет Головкиных оборвала революция: внук кузнеца, управлявший заводом, был расстрелян в Красный террор в числе 29 рыбинских заложников. А на их площадях без перерыва располагались предприятия, почти не меняя «железный» профиль: в советское время — производство деревообрабатывающих станков, сейчас – сталелитейный завод.

Но память о купце-кузнеце живет: в Ягутке в его честь и сегодня носят название Головкинский переезд и Гвоздильная улица, граничащие с его заводиком. Узнали об этой истории чуть подробнее.

Литейка на Веселых Островах

В большом здании советской постройки на Ярославском тракте, 80 расположился Рыбинский сталелитейный завод. На предприятии, основанном в 1991 году, производят «литые изделия крупных и мелких форм из чугуна и сталей». Этот профиль повторяет ту чугуномеднолитейную специализацию завода, который располагался здесь полтора века назад, – тогда эта местность называлась Веселыми Островами. Принадлежал завод купцам Головкиным, потомкам кузнеца Капитона Головкина.

«Основан в 1862 году в местечке Починок по Ярославскому тракту, близ Рыбинска. Завод выпускал металлические предметы хозяйственного обихода: дверцы печные, заслонки, кочерги», — поясняют в рыбинском музее-заповеднике.

кузнечное производство, 19 век

Накопив небольшой капитал, крестьянин Головкин переезжает в Рыбинск. И кузница – это первое, что построил хозяйственный Капитон Васильевич, когда купил участок на главной улице города (сейчас здесь дом № 81 по ул. Крестовой).

Не раньше 1865-го кузнец-ремесленник Капитон Головкин купил у Тюменевых участок земли рядом с будущим земством. «И выстроил в глубине двора небольшую кузницу с деревянным флигелем, на чердаке устроил светелку с итальянским окном и голландской печью. Во флигеле жил хозяин с семьей, позади – пристроенные деревянные службы: конюшня, амбар и погреб», — читаем у краеведа Александра Михайлова.

Семья кузнеца постоянно росла: у супруги Анны Ивановны было как минимум восемь родов. Известно о троих взрослых сыновьях Головкиных: Василии, Николае, Иване. О троих мальчиках, умерших в младенчестве. И двух взрослых дочерях: Александре и Софье. Обширную семью требовалось кормить, обеспечивать, удобно разместить.

Головкину повезло, что Рыбинск в те годы активно застраивают. В 1875-78 гг. возводят роскошное 4-этажное здание Земской управы на ул. Крестовой, по соседству с домиком кузнеца. В 1875-77 гг. строят величественный зимний театр с полукруглым фасадом из красного кирпича на набережной Черемухи. Ухватистому крестьянину Головкину удается добыть кузнечные подряды на эти и другие дорогостоящие объекты.

здание Земской управы

Что конкретно делал Головкин? Вспомним для начала, что основными стройматериалами к к. XIX века оставались кирпич, камень и дерево, активно применяли чугун, начали использовать железобетон. Для прочности конструкции требовалось и железо: из него создавали колонны, балки, арки и каркасы.

Этот материал позволял создавать более высокие и прочные здания, более огнестойкие и не склонные к гниению конструкции. Крупные и мелкие детали из железа изготавливали под нужды конкретного здания на частных заводиках – таких как у Головкина.

— До 80-х годов XIX в. изготовление железных конструкций для строительства было полностью основано на ручном труде в мелких мастерских или непосредственно на месте строительства. Обработка деталей сводилась к кузнечной правке, резке и сверлению отверстий. Заводского изготовления конструкций не существовало, — пишут авторы книги «Очерки истории техники в России (1861-1917)».

«Завод Гвоздь»

Постепенно Капитон Головкин богатеет, переходит в купечество, объявляя капитал по 3-й гильдии. И строит большой дом – но все еще в глубине двора, не фасадом на Крестовую.

«В 1879-83 годах в глубине двора владелец строит каменный двухэтажный дом по проекту архитектора Яровицкого (того самого, кто проектировал здание Земства). На первом этаже он разместил новую кузницу, перекрытую каменным сводом, и слесарную мастерскую. По бокам дома – каменные пристройки: каретник и конюшня слева, погреб и кладовая справа», — пишет Александр Михайлов.

Наверняка, небольшие подряды – гвозди, уголки – Капитон Васильевич мог выполнять и в домашней кузне, но основную часть заказов он делал на производстве. Из заметок рыбинских краеведов мы узнаем, что в 1890 году сумма производства чугунно-литейного завода Головкина составила 12 тысяч рублей. Для сравнения: такая прибыль в те же годы была у небольшого кирпичного заводика из двух деревянных корпусов, предшественника Песоченской фарфоровой фабрики.

В 1900 году 70-летнего Капитона Васильевича не стало. Его сыновья Василий и Николай переняли дело отца, основав «Торговый дом братьев Головкиных». Но спустя семь лет 48-летний Василий Капитонович внезапно скончался. Бизнес продолжил его сын Александр, его брат Николай и племянник Василий Николаевич.

Дела Головкиных шли успешно, и в 1910-е они перестроили небольшое производство на Веселых Островах, возведя каменные корпуса для чугунолитейного механического завода. Трудились здесь 54 рабочих с учениками, 10 квалифицированных слесарей, 4 приказчика и мастер. Завод ремонтировал узлы пароходов, отливал якоря и вошедшие в моду чугунные надгробия: кресты и плиты. И, конечно, производил банальные, но такие нужные гвозди – за это в городе ТД Головкиных звали «Завод Гвоздь».

Не забывали купцы-кузнецы про благотворительность, жертвовали на школы и храмы. А Александр, еще один внук Капитона Головкина, содержал дружину пожарных – об этом читаем в записи земского собрания за 1912 год:

«Александр Васильевич Головкин предоставил пожарным бесплатное помещение. И содержит на свои средства Весело-Островское филиальное отделение Копаевской дружины. Ходатайствую о награждении Головкина серебряным жетоном с эмалью».

Наконец, большой семье Головкиных становится тесно в компактном жилище деда-кузнеца. Иван, третий сын Капитона Васильевича, построил дом поблизости от семейного гнезда. И сегодня сохранилось это мощное здание из красного кирпича на Крестовой, 94, сейчас здесь расположен ТЦ «Корсар».

Дом Ивана Головкина, фото 1970-х

А Николай Капитонович с сыном Василием возводят дом на своем историческом участке – наконец-то по линии Крестовой улицы (сейчас в зеленом здании № 81 располагается ТЦ «Парадиз»).

Читаем у Михайлова:

«Место на красной линии ул. Крестовой долго оставалось свободным. В 1910 году Николай Капитонович получил разрешение на постройку деревянного одноэтажного дома. Открытый сруб красиво сочетался с наличниками окон и компоновкой в стиле модерн с оригинальным мансардным этажом. Интересной деталью дома был переход на втором этаже, собранный из литых чугунных элементов, под которым были проездные ворота во двор».

В 1918 году в доме № 81 по Крестовой разместился штаб артиллерийского дивизиона Красной Армии. А в начале XXI века обветшавшее гнездо Головкиных разобрали и воссоздали его копию.

Дом Николая Головкина на Крестовой, 1918 год

Первая мировая

В годы Первой мировой войны заводу Головкиных удалось получить крупный госзаказ: завод наладил производство артиллерийских двуколок под снаряды. И даже ремонтировал артиллерийские системы и авиационные двигатели французского производства.

И от фронта Головкины не бегали – воевал один из многочисленных внуков Головкина, полный его тезка 21-летний Капитон Васильевич. О нем мы знаем из воспоминаний его супруги Ирины, внучки композитора Римского-Корсакова. Так мы можем понять, по какому пути шли внуки купца-кузнеца.

Капитон Головкин окончил рыбинское Коммерческое училище, профессию решил получать по металлургическому профилю – в питерском политехе, чтобы потом трудиться на семейном заводе. В планы вмешалась война: Капитон окончил ускоренные офицерские курсы в 1915-м. Под Двинском (Даугавпилс) командовал ротой смерти 141-го Можайского пехотного полка. За июльское наступление 1917-го его наградили Георгиевским крестом.

Не стал он прятаться и от призыва в Великую Отечественную войну, хотя ему тогда было под пятьдесят. Там он и сгинул летом 1942-го, похороненный в братской могиле под Москвой.

Штабс-капитан Капитон Головкин / Цех Рыбинского завода деревообрабатывающих станков

После революции пострадало не только имущество Головкиных. Василия Николаевича, внука купца-кузнеца, расстреляли в Красный террор в числе других 29 рыбинцев. Вот как это было. В ночь с 4 на 5 сентября 1918-го рыбинских купцов выводили из домов и расстреливали без суда прямо во дворе. Трупы не убирали трое суток – для устрашения. Списки расстрелянных опубликовала газета «Известия Рыбинского исполкома»:

«Проглядывая список, видим в нем фамилии угнетателей трудового народа, которые всю жизнь в Рыбинске пили народную кровь и сосали его соки. Встречаем пауков, которые сплели искусную паутину эсплоатации к наживе, отращивали себе животы за счет трудового народа. Кто из рыбинских рабочих не знает Головкина – эксплоататора-заводчика, на тяжелом труде рабочих нажившаго состояние».

«Восстановленный труд»

После национализации на заводе стали производить плуги, бороны и все те же гвозди, число рабочих выросло до 250 человек. «В октябре 1925-го на общем собрании завод переименовали, так как прежнее название «Гвоздь» было связано с бывшим владельцем Головкиным. Он получил имя проволочно-гвоздильный завод “Восстановленный труд”», — читаем в отчетах рыбинского филиала Госархива.

Но новое имя не очень помогло — производство часто простаивало из-за отсутствия сырья и проволоки. Вся выработанная продукция – гвозди, цепи железные, кровати – шла исключительно на здешний рынок, снабжая главным образом местную кооперацию.

В годы Великой Отечественной войны здесь выпускали продукцию для фронта: гвозди строительные, подковы конские, пряжки к вещмешкам, крючки и петли для гимнастерок. И изделия ширпотреба: сковородки, утюги, колуны, гусятницы, плиты кухонные.

После войны завод – единственный в Союзе – производил деревообрабатывающие станки: ленточнопильные и лобзиковые и оборудование для производства фанеры. А в шестидесятых, после постройки новых цехов, здесь выпускали станки для химической промышленности: лаконаливные машины, вальцы. Объем выпускаемой продукции вырос до 2 млн рублей, продукцию завод поставлял в 40 стран мира. А в 1990-м его закрыли.

Удостоверение работника Рыбинского станкостроительного завода Котина, 1969 г.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Гость 11:02 | 15 января 2024

Поиню этот необыкновенно красивый деревянный дом. Интересно было узнать происхождение красивых элементов лестниц в старинных зданиях города, ажурных крестов на старых кладбищах, ну, и, конечно ,саму историю семьи. Талантливый у нас народ! Хотелось бы также узнать, где можно подробнее и достоверно ознакомиться с трагическими событиями сентября 1918 года?

    Местный 13:09 | 15 января 2024

    Что надо знать о тех событиях? Так все просто. Как победила революция и вчерашние холопы пришли к власти, они своих бывших руководителей — купцов расстреляли и даже детей не пожалели. И это делалось с подачи Ленина (иноагента Германии (по сегодняшним меркам), тайно переправленного в Россию, чтобы делать революцию). Конечно, купцы пытались оправдываться и убежать за границу, только мало у кого из них получилось. Вот вам история вкратце.

      Гость 17:08 | 15 января 2024

      Ну, это ваша история. Я то про объективные факты, если что…

        Местный 20:35 | 15 января 2024

        Так это и есть объективные общие факты. А Вам нужны конкретные факты про конкретных людей.

          Гость 20:45 | 16 января 2024

          Хорошо. Дайте ссылки, пожалуйста, на то, что Вы называете » объективными фактами». Может, я чего-то и пропустил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме