Главное Темы 25 февраля 2024

Одиночки среди нас

Мало друзей, зацикленность на порядке, сложность понимания шуток: все это может быть признаками аутизма. Как такие люди встраиваются в общество, работают, общаются? Поясняют дефектолог, мастер колледжа и девушка с аутизмом.

Анна – обычная девушка чуть за двадцать. Хорошо училась в школе, получила две профессии в рыбинском колледже городской инфраструктуры – закройщика и портнихи. Теперь работает на крупном швейном производстве Рыбинска. Вечера коротает с любимой кошкой, по выходным встречается с семьей и парой друзей.

И только самые близкие люди в курсе, что у Анны аутизм или РАС (расстройство аутистического спектра).

Это расстройство, при котором человек погружен в себя, не стремится общаться с другими людьми. В детстве он не хочет говорить, с трудом считывает эмоции, плохо разбирает речь. Он живет в своем мире, где крайне привержен одной теме и игнорирует другие, ему свойственна стереотипность поведения. По статистике, диагноз аутизм ставят двум детям из ста.

Без шуток и намеков

— Я не разговаривала до пяти лет. Диагноз смогли поставить лишь в Москве. Семья активно взялась за мою реабилитацию: я много ходила к логопеду, дефектологу, психологу. В итоге смогла учиться в обычной школе, — рассказывает Анна.

Далеко не все аутисты могут учиться среди ребят без диагноза. Их не очень интересует окружающий мир, они не стремятся слушать взрослого, повторять за ним. Как же Анне это удалось? Есть мнение, что у девочек расстройство проходит в более легкой форме, потому что они больше склонны повторять за окружающими, имитировать интерес к тому, что принято в обществе. Из-за этого девушки с аутизмом чаще остаются без диагноза.

С этой точкой зрения не согласна Мария Куракина, рыбинский дефектолог, мать сына с аутизмом.

— Важно разделение не по полу, а по уровню интеллекта. Бывают и мальчики с небольшим нарушением, и «тяжелые» девочки. Хотя, как и любая патология, аутизм в 5-7 раз чаще встречается именно у мальчиков. Девочки более устойчивые генетически. Зато они не играют роли в эволюции – все мутации идут через мужские гены, — поясняет Мария.

Мария Куракина

Так что интеллект и степень его нарушения играют ведущую роль в том, как человек с аутизмом встроится в общество.

— Будущее ребенка зависит от тяжести нарушения интеллекта. Пониженный интеллект сопутствует аутизму в 65% случаев – это могут быть и речевые расстройства, и задержка психического развития. Тогда ребенок с большой вероятностью осядет дома – без профессии, без хобби, без будущего, — описывает дефектолог. — Сегодня многие молодые рыбинцы с аутизмом после школы сидят в четырех стенах.

Но даже если у человека с РАС интеллект в норме, ему непросто приспособиться к обычной жизни в обществе. Мария Куракина вспоминает случай, когда девушка с аутизмом нормально окончила обычную школу, но работать нигде не смогла. Что же мешает аутисту вливаться в коллектив? Его отстраненность. Он и сам не стремится к контакту с окружающими, и люди чувствуют его обособленность, интерпретируя это как «странность».

— Люди с аутизмом – одиночки. Они не считывают намеки, подшучивания, полутона беседы. Поэтому светская беседа с ними повисает в воздухе, они не умеют мило болтать, с ними не весело, не легко. А это не всех устраивает. У них проблемы в различении эмоций, а значит, они попадают под горячую руку к раздраженному коллеге, обратившись невпопад, задав неуместный вопрос. Такой стиль «деревянного солдата» в коллективе зачастую вызывает недоумение, пересуды, — поясняет дефектолог.

Шаг навстречу

Анна сначала тоже не стремилась общаться, вспоминает ее мастер Ольга Чебенева из колледжа городской инфраструктуры.

— На контакт она пошла не сразу – что со мной, что со студентками. Держалась замкнуто, казалась скрытной. Я пыталась разрядить обстановку, шутила, она поначалу отвечала настороженно, была серьезной. Но мы это все преодолели. Старшие студентки относились к ней по-матерински, много помогали. И она оттаяла. Стало ясно, что она понятливая, исполнительная, что у нее сильный характер. Мы до сих пор тепло общаемся, — рассказывает Ольга Чебенева.

Ольга Чебенева (в центре) со студентками колледжа городской инфраструктуры

В развитом обществе, толерантном к инвалидам, приспособленном к ним, человек с РАС может приносить пользу.

— Аутист мыслит стереотипно, по плану, ему хорошо в предсказуемости и плохо в неопределенности. Значит, ему подойдет занятость по жесткому алгоритму, без сиюминутных решений, без креатива. Например, работа с цифрами, документами, на компьютере, за конвейером – то, что покажется обычному человеку скучным, быстро надоест. Это не должен быть коллективный труд, требующий коммуникации с десятками человек за день, — перечисляет Мария Куракина. — Словом, плюсы аутиста: зацикленность на одной теме, перфекционизм, исполнительность.

Свое стремление к порядку отмечает и юная швея Анна.

— Любое отступление от нормы меня очень цепляет, раздражает. Например, если от закройщика поступает неидеальная деталь, с которой я должна работать, мне хочется немедленно переделать чужую работу. И к своему труду я также придирчива – могу переделывать несколько раз, пока не добьюсь идеала, — описывает девушка. – Дома у меня тоже должно быть все по полочкам, аккуратно. Мусор я не терплю.

Будут успешны и аутисты с повышенным интеллектом – конечно, если найдут нишу, где применят свои узкие интересы.

— Например, половина высоких умов в Сколково и в Силиконовой долине – люди с аутизмом. Они заточены на определенную тему, погружаются в нее с головой, буквально сворачивают горы, забывая о сне и еде. Остальные области жизни их вообще не интересуют. И делают это не ради амбиций, а ради процесса. Им как трудоголикам сама работа приносит радость, — описывает Мария Куракина. — Но это буквально единицы. На моей памяти лишь один рыбинский мальчик с аутизмом поступил в институт.

Детей с аутизмом в Рыбинске, как и в мире в целом, становится все больше, говорит Мария. Классы в рыбинских спецшколах переполнены, а число «особенных» групп в колледжах не прибавляется, отсутствуют и рабочие места для ментальных инвалидов.

Вот и получается, что выпускники после насыщенных школьных будней и активных занятий со специалистами оказываются в домашнем вакууме – без друзей, без развития, без реализации. А если ребята с аутизмом или умственной отсталостью не будут встраиваться в общество, не вырастет и наша толерантность к людям с особенностями. Пора делать шаг им навстречу.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Горожанка 11:45 | 25 февраля 2024

Радует,что у нас начинают избавляться от стигмы в отношении подобного рода вещей,не может не радовать!

Вика 20:32 | 25 февраля 2024

Как же хорошо,что психотерапия и психология в нашей стране выходят на новые уровни,и просто замечательно что перестают тыкать пальцами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме