Рыбинское отделение Союза художников России ведет свою историю с 1991 года. Сейчас в отделении состоят 36 человек: живописцы, графики, иконописцы, ювелиры, мастера декоративно-прикладного искусства.
— В основном это художники среднего и старшего поколения, самому возрастному 82 года. А вот активной молодежи в Союзе мало, хотя мы очень заинтересованы в притоке свежих сил. И это проблема многих объединений художников – молодое поколение не избирает творческий путь, поскольку он непредсказуем, — признает руководитель Рыбинского отделения СХ Александр Григорьев-Саврасов.
Каждый год художественные училища и вузы России выпускают сотни дипломированных живописцев и графиков, миниатюристов и монументалистов.
— Но где они? Их нет, мы их не видим. Причин, почему художники не спешат вступать в профессиональный союз, несколько. И одна из них – отбор в Союз художников очень строгий. Вчерашние студенты понимают: уровень их мастерства еще недостаточно высок, чтобы их приняли. Так мы теряем этих молодых творцов, — анализирует художник. – Как изменить ситуацию? Недавно я вернулся со съезда Союза художников России, который проходит раз в пять лет. Там было принято решение о создании молодежных отделений, куда художников от 18 до 35 лет можно будет принимать на более простых условиях.
Другая проблема, по мне-нию Григорьева-Саврасова, кроется в системе образования.
— Художественное училище не готовит тебя к жизни, — констатирует он. — Ты выходишь с дипломом, как в открытый космос. Почвы под ногами нет, нет направления, куда идти. Как зарабатывать, что писать? В результате в творчестве остаются только сильные и упертые. Немногие доживают до своей творческой зрелости.
Несмотря на все трудности, «выжить» художник может, если одержим искусством.
— Игорь Герасимов пришел в наше отделение в тридцать лет с небольшим. Он как раз тот самый художник, который не может не творить. Он нацелен развиваться, выстраивать коммуникацию со зрителем. Вот таких людей не хватает! – заявляет руководитель рыбинского отделения СХ.
Часто дорога в искусство – это путь не благодаря, а вопреки. Классический пример – сам Александр Григорьев-Саврасов и его товарищ по ЯХУ Антон Братыкин из Ярославля. Сегодня оба они востребованные живописцы с узнаваемым творческим почерком, участвуют во всероссийских выставках, их работы хранятся в российских музеях и частных коллекциях. Но так было не всегда.
— В 2003 году мы тоже вышли из училища никому не нужными. Но у нас были очень серьезные амбиции – не дипломы получить, а стать художниками. Пристроились, кто где смог. Антон занимался подбором краски в автосервисе. Я занимался иконами, даже золото творил. Барахтались, а творчеством занимались в свободное от работы время. Не останавливало и отсутствие мастерской, когда-то и я на кухне работал, — вспоминает художник.
Но как перестать работать в стол, выйти к зрителям и начать зарабатывать своим искусством?
— Все начинается с выставочного процесса, — убежден Александр. — Мы сразу начали участвовать в выставках Ярославского отделения Союза художников, и нас сразу брали, так как мы были знакомы с требованиями и с тем, чем живет профессиональное объединение. Мне повезло – с первой выставки я нашел коллекционера, который начал покупать мои работы.
Союз художников – организация общественная, не коммерческая. Это история не про зарплаты, их здесь нет. Основной смысл объединения – это возможность выставляться. СХ и его местные отделения являются организаторами выставок в разных городах страны. И участвовать в них могут не только члены сообщества.
— У нас есть два кандидата в Союз художников: график Елена Грибова и иконописец Ольга Пятакова. Они участвуют с нами во всех выставочных проектах, — поясняет председатель.
Для многих путь к зрителю открывается на выставке рыбинских художников, которая проходит в Музее-заповеднике раз в год. Затем – Ярославль, областные выставки, и потом – всероссийские.
— На них очень сложно попасть, работы проходят серьезнейший отбор, – говорит Григорьев-Саврасов. — Последняя выставка СХ России была в Воронеже. От Рыбинска на ней были представлены десять художников, причем у некоторых взяли по две работы. Это очень хороший результат!
Он убежден: художник начинается не тогда, когда он защитил диплом, а когда прошел через выставкомы, его работы отобрали для участия в выставке. А доказательство состоятельности – в признании профессиональным сообществом.
— Часто можно слышать, как любитель понаглее кричит, мол, я крутой художник. Если у тебя есть тысячи подписчиков в соцсетях, и они ставят тебе лайки и расхваливают, это не значит, что ты чего-то достиг, — полагает руководитель местного отделения СХ. – Поклонники зачастую не в состоянии оценить уровень мастерства. А творческие организации – это содружества профессионалов, которым понятна степень твоих заслуг. Для каждого амбициозного художника это важно. Особенно для молодого – ты можешь задать вопросы, получить ответы, услышать мнение состоявшихся мастеров.
Рыбинцев ценят на всероссийском уровне. В 2023 году четыре наших мастера были награждены медалями Союза художников «Духовность, Традиции, Мастерство»: Сергей Гусарин и Григорьев-Саврасов – золотыми, Людмила Горюнова и Валентина Ершова – серебряными.
Каждый художник зарабатывает на жизнь по-своему. Монетизировать талант можно разными способами: писать на заказ, продавать картины на вернисажах, преподавать. Когда мастерство созревает до определенного уровня, некоторые рыбинские живописцы пробуют заниматься наставничеством, в том числе на коммерческой основе.
Александр Григорьев девять лет ведет обучение художников онлайн, его курсы прошли тысячи человек.
— Эта деятельность позволяет мне заниматься творческой работой максимально плотно, не беспокоясь о том, на что покупать краски, — говорит он.
Пейзажист Владимир Палкин проводит мастер-классы и пленэры для художников, в том числе начинающих. Вокруг него уже сформировалось сообщество учеников, точнее – учениц. Они даже устраивали совместную выставку «Палкин и девчули» в частной галерее Алексея Иванова.
После пандемии произошел бум интереса к арт-проектам в Рыбинске. Профессионалы и любители участвуют в выставках, пленэрах, мастер-классах.
— В прошлом году выставку рыбинских художников в музее продлевали аж три раза! Она растянулась на три месяца, а люди все шли и шли, — определяет тенденцию живописец. – Наш галерист Александр Шилов тоже отмечает, что в Рыбинске галерея популярнее, чем в Вятском, хотя там гораздо больше туристов. Это говорит о том, что наши люди все сильнее вовлекаются в процесс и интересуются искусством.
В последнее время художественная жизнь в городе становится динамичнее и интереснее. Открываются частные галереи на Крестовой улице: имени Льва Ошанина, «Рыбинск в творчестве художников», «Галерея тайн». Картины авторов из разных городов на регулярной основе украшают фойе драматического театра. Однако, судя по всему, город еще не насытился выставочными пространствами. Творцы мечтают и о муниципальной галерее, где на постоянной основе могли быть представлены работы местных художников.
— Чем больше будет галерей, частных или государственных, тем лучше. Сейчас хороший момент для их появления – в Рыбинске внезапно и бурно расцвела любовь горожан к художественным выставкам, — убежден Григорьев-Саврасов.