Гости Рыбинска хотят, чтобы их обогрели вниманием, развлекли и, конечно же, вкусно накормили. Притом не абы чем, а коронным блюдом. Поэтому сейчас наш город ищет уникальный гастробренд. Такой, как тульский пряник или вологодское молоко. На днях это обсуждали в администрации.
Идея гастробренда родилась на волне растущей туристической популярности Рыбинска. На Международной туристической выставке «Интурмаркет» стенд нашего города пользовался успехом. Рыбинская презентация погружала гостей в атмосферу XIX века, им предлагали местные квас и пиво, хлеб «Раздумье».
Сегодня туристу мало достопримечательностей, он хочет знакомиться со вкусом исконных местных продуктов: в Туле – с пряниками, в Вологде – с молоком и маслом, в Коломне – с пастилой.
А какой вкус у Рыбинска? Каким коронным блюдом мы можем привлечь туристов? Поиск гастробренда продолжается.
— Гастробренд – важная часть коммуникации с туристом. К сожалению, в России это направление слабо развито. Упор делается на архитектуру и достопримечательности, а гастрономия как способ привлечения путешественников стала популярной недавно. Это сложный процесс, вологодское масло и тульский пряник – бренды, которые складывались десятилетиями. В Центральной России, к сожалению, нет таких эксклюзивных продуктов, — говорит Юлия Скороходова, организатор гастрофестиваля в Ярославле «Пир на Волге».
И все же Рыбинску повезло чуть больше, чем соседям – у нас есть уникальные исторические продукты: хлеб и рыба, подчеркивает Скороходова.
Можно сформировать гастробренд, придумать историю его появления, которая подтолкнет гостей приехать в город на дегустацию.
Разработка и внедрение гастробренда – целая философия. Здесь не обойдешься одним судаком на овощной подушке в меню местных кафе. Это должно быть что-то уникальное, запоминающееся, массовое, продаваемое повсеместно.
Интересен опыт Ярославля, где попробовали разработать гастробренда и придумали ярушки – пельмени из волжской щуки и судака, разработанные на основе старинных рецептов. Несколько лет назад на ярославском гастрофестивале ярушки готовили даже главы городов Золотого кольца.
Гости, гуляя по городу, покупают коронное рыбинское блюдо из рыбы, которое можно есть на ходу. Вот идеальный гастробренд в представлении Юлии Скороходовой.
Представители рыбинских кафе и ресторанов к идее рыбного фастфуда относятся скептически — у них негативный опыт продаж таких блюд на массовых мероприятиях.
— Мы несколько лет приезжали с рыбой на День города, Нашествие Дедов Морозов. Но без толку – на нее нет спроса, — говорит представитель пивоварни «Богемия».
В рационе россиян рыба в аутсайдерах – всего 10-15%. И на городских праздниках рыба проигрывает шашлыкам.
Однако Скороходова уверена – поварам ресторанов и кафе Рыбинска стоит научиться готовить рыбу вкусно и в формате стритфуд.
И второй принципиальный момент – лучше отказаться от разграничения на кухню для местных и гастробренд для приезжих. Гости и горожане могут наслаждаться одними и теми же блюдами.
И тут встает вопрос культуры потребления, которая порой достигается радикальными мерами, — например, запретом продажи шашлыка на городских праздниках. Это разорвет связь «праздник = шашлык», даст гуляющим возможность попробовать новинки уличной еды.
— Повсеместная продажа шашлыка в уличных палатках убивает наш культурный код. Не дает людям попробовать вкус чего-то нового, — говорит Юлия.
Важен и формат, в котором преподнесут коронное блюдо. Еда может стать частью яркого шоу. Интерес к гастробренду поддерживают постоянно, а не от раза к разу. Например, проводят небольшие тематические мероприятия. Или можно замахнуться на грандиозный гастрофестиваль.
— Антураж максимально натуральный: деревянные домики, скамейки, столики. Все уютно и традиционно, — предлагает Юлия Скороходова.
Изюминкой праздника станут нестандартные форматы – например, гастротеатр. Гости, сидя за столом, наблюдают за масштабными проекциями или составляют меню с помощью нейросетей.
Поиски вкусного по-рыбински продолжаются, и вопрос, станет ли рыбинская рыбка золотой, пока открыт.
Культурный код, бла-бла-бла. По мнению некоей Скороходовой, шашлык, который давно уже перестал ассоциироваться с Кавказом и стал одним из тех блюд, которые едят примерно все, кроме вегетарианцев — не часть культурного кода. А вот выдуманные «ярушки» — часть. И не важно, что это никто их не ест массово, ибо пельмени с рыбой — блюдо на любителя. У Скороходовой одно на уме — запретить, заставить, не считаться с мнением жителей. Так вот, к чему я. В своем ресторане или на своем мероприятии госпожа Скороходова может кормить людей чем угодно. А вот что предпочитать горожанам — это их выбор. Понять, что местные, как правило, в качестве уличной еды предпочитают что-то понятное: шаверму, хот-дог, пирожок, стакан кофе или молочного коктейля, а не выдуманные пельмени с рыбой в качестве начинки, ресторатору видимо слишком сложно. Это не значит, что не нужно ничего придумывать нового. Придумывайте, реализуете, и люди сами потянуться, если это что-то стояще.
Утрем бритам нос, даешь Рыбинский фиш энд чипс!
Проблема рыбинской рыбы, то, что она речная, и поэтому может вонять тиной, второе — костлявая, эти факторы отпугнут любых производителей фастфуда. Дрыбаться с судаком, чтобы он был более или менее употребим — накладно.
Из статьи складывается впечатление, что это реклама ярославского фестиваля. Зачем, спрашивается, собрались? Чтобы услышать, как там здорово?