В январе 1897-го в России впервые провели всеобщую перепись населения. Счетчики описали всех живущих в империи, заглянули в каждый чум, избу, дворец. Переписчики – многие из них студенты – следовали строжайшим инструкциям, например:
«Ночлежные дома переписать до того, как разойдутся ночевавшие в них. Посещать их, во избежание неприятностей, непременно с полицией, но не вводя ее в комнаты».
Заранее россиянам объявили, что мероприятие «не будет служить поводом для новых налогов или повинностей», а цель переписи – «познакомиться с населением и изучать его, составить точные понятия об условиях народной жизни».
В анкете было 14 вопросов: как зовут, где родился, где живешь, состоишь ли в браке, обучен ли грамоте, чем промышляешь, какого будешь сословия? Еще интересовали воинская повинность, размер нажитого имущества и даже физические недостатки. Императорская семья тоже участвовала в переписи. «Хозяин земли русской» – так написал Николай II в графе «Род деятельности».
— Ценность переписей в том, что они дают «моментальную фотографию» общества, которое постоянно изменяется и не может замереть даже на мгновенье. В 1897-м впервые удалось получить ценнейший материал одновременно о каждом жителе страны, — пишет ярославский историк Николай Александров.
Выясняем, каким в конце XIX века оказался один из многочисленных уездов центрально-нечерноземной полосы России – Рыбинский уезд Ярославской губернии.
На момент переписи в Рыбинском уезде находилось 92,9 тысячи человек, из них в Рыбинске – 25,2 тысячи (для сравнения — в Ярославле проживали 72 тысячи человек). Причем в сельской местности женское население преобладало над мужским, а в уездном центре, наоборот, — мужчин было больше. Так было и в других регионах страны.
Большинство населения уезда (67,5 %) были местными уроженцами. Не так было в Рыбинске. Местные уроженцы составляли только треть населения города, две трети рыбинцев были выходцами из других уездов Ярославской губернии и других губерний России. Подобного не наблюдалось ни в одном другом ярославском городе.
Отличился Рыбинск и по количеству иноземцев. В городе находилось 63 иностранца – по этому показателю наш город уступал только Ярославлю, где проживало 77 гостей из других стран.
Схожая ситуация была и с купечеством. В Рыбинске жили 900 негоциантов. И если по их абсолютной численности Ярославль превосходил Рыбинск, то по доле купечества среди горожан губернский центр уступал нам в два раза (соответственно 3,6% и 1,8%).
Подавляющее большинство населения Рыбинского уезда (77,6%) составляли крестьяне. Незначительно преобладали они и в Рыбинске, где на их долю приходилось 50,3% населения.
— В конце ХIХ в. Рыбинск, играя важную роль в торговле России, был привлекателен для различных слоев населения, — поясняет историк Александров.
Абсолютное большинство населения Рыбинского уезда составляли русские православного вероисповедания. Были и долгожители: возраст 8 жителей уезда – 2 мужчин и 6 женщин – превышал сто лет. Всего таких долгожителей в губернии насчитывалось 118 человек.
Отличались рыбинцы и своей образованностью. Доля грамотных в Рыбинском уезде была самой высокой в Ярославской губернии и составляла 46,0%. В то время как в целом по губернии процент грамотных был значительно меньше – 36,2%.
— Грамотность (да и уровень образования вообще) зависела от двух факторов: пола человека и его сословной принадлежности. Самый высокий уровень образования имели дворяне и духовенство. Причем уездное дворянство существенно отличалось от духовенства. Если среди первых лица, обучавшиеся в высших и средних специальных учебных заведениях, не были редкостью, то среди духовенства преобладали люди со средним образованием и ниже. И эмансипация среди дворянства была распространена намного сильнее, чем среди духовенства. Женская часть семей священнослужителей, как правило, имела лишь элементарное образование, — сообщает Николай Александров.
Так называемые «городские сословия» – мещане, купцы, почетные граждане — по уровню образования занимали промежуточное положение между дворянством, духовенством и крестьянством. Для них было характерно наличие только элементарной грамотности. Учеба даже в средних учебных заведениях для них была редкостью, как для женщин, так и для мужчин.
Среди всех сословий самый низкий уровень образования имели крестьяне. Только чуть больше половины мужчин и около трети сельского населения обладали навыками чтения, письма и счета. И это в самом «грамотном» уезде Ярославской губернии.
Статья создана по материалу
«Население Рыбинского уезда по данным переписи 1897-го»
историка Николая Александрова из ЯрГУ им. Демидова
А это Давид Золоторев на крылечне запрлярного домика сидит?