Достаточно взглянуть на форму Дианова – милицейскую парадную и военную «тактику» цвета хаки, чтобы понять: перед тобой отличник службы. И на той и на другой — сплошь медали и знаки. «За ратную доблесть», «За мужество», «За верность долгу» и множество других.
В школе он был далеко не отличником, спорил с учителями и даже какое-то время стоял на учете в детской комнате милиции. И всегда хотел в армию. Поэтому, когда пришла пора, пошел служить с удовольствием.
В 1992-м Максим попал в 10-й отдельный батальон ВЧК КГБ гарнизона Кунцево. Окончил на тот момент единственную в стране школу сержантов КГБ. А под самый дембель в октябре 93-го участвовал в штурме Белого дома вместе со спецназом дивизии им. Дзержинского.
— После армии предлагали остаться, учиться дальше, но меня тянуло домой, в родной Рыбинск. Знал, что выберу военную стезю. Мама у меня всю жизнь проработала в СИЗО, а я решил работать в милиции – тогда это было почетно, — рассказывает боец.
В отдельной роте ППС Максим Дианов отработал тридцать лет, дослужился до командира отделения. В трудовой книжке поощрений – на несколько страниц. За это время он пять раз ездил выполнять боевые задачи в Чечню. Последние командировки длились по полгода. Из-за отъездов даже пришлось бросить учебу в средней школе милиции.
— Я не придерживаюсь поговорки, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А по земле-то кто будет ходить? – улыбается он.
Любимой армии Дианов решил помочь, и когда началась СВО. Говорит, смотрел вместе с товарищами новости, а внутри все кричало и звало туда, за ленточку. Обидно, когда ты такой опытный здесь, а молодые пацаны – там, в окопах, рассуждал Максим.
Жену он поставил перед фактом, а матери сказал в последний момент, что уходит. Взрослая дочь с дипломом следователя тоже все поняла. Отговаривать было бессмысленно, Дианов – человек слова, патриот своей страны. Вместе с ним на фронт отправился и друг, тоже военный пенсионер, с которым вместе прошли Чечню.
— Смеялись, мол, в бой идут одни старики, — рассказывает рыбинец.
Пути-дороги привели в Гудермес, в штурмовой отряд спецназа «Ахмат». Две недели добровольцы со всей страны проходили переподготовку. Тридцать профессионалов с боевым прошлым вошли в состав диверсионно-разведывательной группы отряда «СмерШ». Возглавил ее Дианов, самый старший по возрасту. Первые бои развернулись в Попасной, потом в Светличном, Орехово…
8 мая 2022 года в ходе боя за Орехово наш боец с позывным «Максюта» получил приказ выявить замаскированные огневые позиции противника, произвести разведку боем.
— Выдвинулись двумя группами, попали под минометный обстрел, по нам работали снайперы и пулеметы. Повел свою группу в обход улицы по правому флангу, закрепились там. Вперед идти было опасно – мы были как на ладони и расстояние между домами 30 метров, негде укрыться. Рисковать жизнями людей я не мог, но приказ выполнять надо, — буднично рассказывает он сегодня о том дне.
«Максюта» выдвинулся к противнику один. На время ему удалось подавить вражеский огонь, и вторая группа «СмерШа» смогла занять безопасную позицию. Отходя, Дианов получил очередь в спину, затем пулю от снайпера и едва не попал в плен. Свои в беде не бросили, буквально вырвали тяжелораненого товарища из рук противника и под обстрелом эвакуировали в госпиталь.
Благодаря самоотверженным действиям бойцов город перешел под контроль Российских сил.
Максим часто пересматривает в телефоне видео и фото, которые успел сделать за время службы на СВО. В доме на видном месте стоит общая фотография его группы. Со всеми, кто остался, поддерживает связь. Боевое братство – это навсегда. Ведь на этих ребят можно положиться.