Она неохотно говорит о том, что тогда пришлось пережить ей, ее подругам, раненым, за которыми она ухаживала.
Лично общаться с журналистами Нине Сергеевне уже очень трудно – от рассказов о войне падает давление, наползают старые страхи. Ее близкие поделились воспоминаниями ветерана, о которых она иногда все же говорила.
… Победа в Великой Отечественной войне досталась стране ценой невероятных усилий, в том числе и советских медиков. Одни, рискуя жизнью, выносили раненых из-под огня, проводили операции под обстрелами и при свете керосинки в полевой палатке. Другие заботились о них в тыловых госпиталях. И сумели вернуть в строй около 73-75% раненых.
Среди фронтовых медиков было множество наших земляков. Стоматологи и педиатры Рыбинска меняли свой профиль, чтобы ставить на ноги раненых воинов. Так и юной рыбинской акушерке Нине Сергеевой пришлось на время оставить почетную миссию помощи роженицам. Всю войну она трудилась медсестрой в эвакогоспитале № 2036.
Нина Сергеевна Сергеева (в замужестве Беляева) родилась в 1921 году в деревне Михалево Михайловского сельского поселения. В 16 лет девушка поступила в фельдшерско-акушерскую школу Рыбинского медучилища. В 1939-м она получила профессию акушерки и стала трудиться в Пошехонье по распределению.
Началась война. Акушерка переехала в Рыбинск, где с октября 1941-го работала медсестрой в больнице им. Пирогова. Спустя полгода Нину направили в эвакогоспиталь № 2036, только что переехавший в Рыбинск.
В прифронтовой Ярославской области в разные годы дислоцировались почти 180 госпиталей, через которые прошли 380 тысяч человек. Крупнейшей госпитальной базой оказался Рыбинск – крупный железнодорожный узел, где действовали 44 госпиталя. Для сравнения – в Ярославле их было 29. Выдающийся хирург Александр Вишневский в войну не раз бывал в Рыбинске, называл его «фронтовой базой».
— В регион и Рыбинск стекались потоки раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов, — читаем в работе «Госпитали Рыбинска в годы Великой Отечественной войны» историка Жанны Шелия.
Именно с Волховского фронта, где разворачивалась Любанская наступательная операция за освобождение Ленинграда, в феврале 1942-го в Рыбинск прибыл госпиталь № 2036. Его разместили в здании рыбинского Авиаинститута (сегодня РАК).
А где наступление, там и большие потери. Госпиталю остро требовался медперсонал. Сюда и пришла работать юная Нина Сергеева. Это было огромное учреждение на 1000 коек, во главе которого стоял военврач 1-го ранга Самуил Саулович Штурман-Цыганов.
В рыбинских госпиталях одновременно находилось до десяти тысяч раненых, а это постоянные операции, перевязки, процедуры. Медсестры целыми днями ухаживали за ними: кормили, давали лекарства, успокаивали. Нина Сергеевна вспоминала, что самыми тяжелыми больными были танкисты – раненые, обгоревшие. Кричали от невыносимой боли. Трудно их было перевязать, накормить. Нину за покладистый характер выделяли даже самые капризные раненые.
— Так любили, что не подпускали к себе других медсестер. Девчата звали меня: «Иди – своего корми!» — пересказывает воспоминания ветерана ее близкая знакомая Екатерина Мусинова, которая много лет общается с Ниной Сергеевной.
И Нина кормила их, кого с ложечки, а самых тяжелых – из трубочки. И лучше любых антибиотиков лечило доброе слово медсестры, ее участие.
Трудилась медсестра не только в тыловом Рыбинске. Вслед за наступающей армией потянулись и эвакогоспитали. Осенью 1943-го госпиталь № 2036 с персоналом убыл из Рыбинска на фронт в Боровичи Ленинградской области. Впервые уехала из родных мест и наша 22-летняя землячка.
Побывать ей пришлось на озере Селигер, на берегах которого ее напугало огромное число змей, в Прибалтике, в Восточной Пруссии. Одно из самых страшных для нее воспоминаний – переправа.
— Нина Сергеевна рассказывала, как они переправлялись в лодке в холодную погоду. Все были в фуфайках, сапогах, толстых брюках. И перевернулись. Зимние вещи моментально напитались ледяной водой, начали тянуть ко дну. Немало девчат тогда утонуло, она выплыла только чудом, — говорит Мусинова.
Сколько всего пришлось увидеть юной девушке! Никому не пожелаешь такое пережить. От воспоминаний у ветерана встает ком в горле, наворачиваются слезы. Неправда, что со временем боль притупляется. Нет-нет да и всплывает в памяти случай из прошлого, или снятся бесконечные перевязки, крики раненых, стоны умирающих.
Однажды привезли солдата, раненого в стопу. Ему ампутировали палец. Вскоре ему стало намного хуже, очень быстро развивалась гангрена. Врачи приняли решение отрезать ногу по колено. На следующий день стало понятно, что ногу не спасти, ее отняли по бедро. Лишь бы сохранить жизнь!
— Рассказывая такие истории, Нина Сергеевна всегда тихонько плакала, — говорит Екатерина Мусинова. — Вспоминала своих подопечных – молоденьких мальчишек, покалеченных войной. И сколько их было! Им бы любить, работать, учиться!
В ЭГ № 2036 девушка из Рыбинска трудилась до конца войны. Служба для Нины Сергеевой закончилась в январе 1946 года, когда многие фронтовики уже давно отдыхали дома. Читаем в характеристике медсестры, выданной в январе 1946-го:
— Нина Сергеева работала в госпитале в должности медсестры отделения с 14 февраля 1942 года. С работой справлялась хорошо, неоднократно имела благодарности от командования госпиталя. К раненым и больным была всегда внимательна и чутка. Участвовала в составе действующей армии Волховского, 3-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. Т. Сергеева честно выполнила свой долг в период войны.
В мирное время Нина с радостью вернулась к любимой профессии акушерки. Теперь она патронировала будущих мам и принимала роды в родном селе Михайловском. А в конце пятидесятых Сергеева окончила курсы фельдшеров и возглавила Михайловский врачебный участок. Вскоре она вышла замуж за председателя сельсовета Федора Беляева.
В 1969 году супруги Беляевы переехали в Рыбинск, где Нина Сергеевна трудилась медсестрой в медсанчасти моторостроительного завода. За безупречный долголетний труд ей дважды объявляли благодарность с занесением в трудовую книжку.
За ее труд на фронте нашей землячке вручили медаль «За победу над Германией». И это справедливо. Ведь медики приближали Победу наравне с военными.
Большое спасибо Нине Сергеевне!