На немецких картах времен Великой Отечественной были обозначены города Ярославль и Рыбинск, подлежащие оккупации. В первые же месяцы войны фашистские бомбардировщики стали частыми непрошеными гостями рыбинского неба. Под их прицелом были ГЭС и наши промышленные предприятия.
Но буквально в течение года рыбинская промышленность перешла на военные рельсы. Каждое предприятие занималось помощью фронту, выпуская от солдатских сапог до военных катеров. В Рыбинске открылись госпитали для раненых воинов. Первый эвакогоспиталь открыли 23 июня 1941 года. Всего же за годы войны в городе размещался 51 госпиталь. Некоторые разворачивались на 2-3 месяца, другие находились здесь всю войну.
Город принял эвакуированные из прифронтовой зоны военные училища. Важное значение для обеспечения фронта боеприпасами имел железнодорожный узел. На заводах к станкам встали женщины и подростки, заменив ушедших на войну мужчин.
Трудовой подвиг жителей по достоинству оценен государством. Указом президента России Владимира Путина Рыбинску присвоено звание «Город трудовой доблести».
Рыбинские катера участвовали в прорыве блокады Ленинграда, в составе Онежской флотилии в освобождении Петрозаводска. В составе Волжской военной флотилии под Сталинградом они доставляли в осажденный город оружие, боеприпасы, военную технику, обеспечивали вывоз раненых бойцов. Быстроходные, маневренные и в то же время хорошо защищенные, на Волге их называли речными танками.
Летом 1944 года рыбинские катера участвовали в Белорусской операции на реках Березина и Припять, освобождали захваченные территории Советского Союза и Восточной Германии, форсируя реки и другие водные объекты.
Всего за годы войны катерозавод выпустил и отправил на фронт 641 боевой корабль.
Многие суда, которые до войны производили в Рыбинске, были модернизированы и получили военное назначение, став торпедоловами, топливозаправщиками гидросамолетов, санитарными катерами. В саперных частях ценились катера типов БМК-70 и ИУ. В противовоздушной обороне использовали быстроходные легкие и надежные суда с экипажем из 7 человек, вооруженные пулеметами ДШК и «Максим».
В 1942 году для фронта стали переоборудовать пограничные катера. Их оснащали 45-миллиметровыми артиллерийскими установками, спаренными пулеметами и даже реактивными «Катюшами». Тогда же завод получил государственное задание построить большую серию самоходных понтонов для быстрого возведения мостов. Выпускали здесь и противотанковые «ежи», и саперные лопатки, и солдатские ножи.
Часть производства эвакуировали в Тюмень и Молотов, а в Рыбинске завод не раз бомбили. Разрушительной стала ночь на 25 мая 1943 года, когда немецкие бомбардировщики фугасными и зажигательными бомбами уничтожили почти все основные цеха катерозавода и некоторые суда, которые уже были готовы к отправке на фронт. Пострадали и гражданские строения. На заводе уцелели только здания инструментального цеха и подстанции. Но уже в 1944 году на рыбинском заводе начали готовиться к производству катеров для восстановления народного хозяйства страны.
С первых дней войны Рыбинский завод полиграфических машин получил заказ Народного комиссариата оборонного машиностроения на изготовление крупнокалиберных минометов и мин. Осенью 1941-го предприятие было единственным в стране по выпуску такого вооружения.
Не хватало металла, топлива, материала, инструментов, людей. Но уже в декабре того же года завод увеличил выпуск продукции в несколько раз.
За четыре года войны полиграфисты Рыбинска выпустили 35000 минометов, почти на 10000 больше запланированного. В июле 1941-го на заводе было 275 работников, выполнявших план на 200%, а в декабре первого года войны их число увеличилось до 515. Были и истинные герои производства. Так, токарь инструментального цеха Петухов решил выполнить его на 500%, но выполнил на 780%!
В 1943 году здесь начали производить малые печатные машины и универсальные фрезерные станки, в 1944-м возобновили производство полиграфических машин. Их направляли в освобожденные территории для печати газет, брошюр, листовок.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за успешное выполнение заданий по производству минометного вооружения и крупнокалиберных боеприпасов завод был награжден орденом Ленина. Несколько раз предприятие получало переходящее Красное Знамя и другие награды. За самоотверженный, беззаветный труд в годы Великой Отечественной войны около 90 работников рыбинского предприятия награждены орденами и медалями.
Первая турбина Рыбинской ГЭС начала выдавать электроэнергию 18 ноября 1941 года, в разгар битвы под Москвой. Здание ГЭС еще не было достроено, оборудование защищали брезентовыми навесами. Но электричество уже шло в столицу, Ярославль, Рыбинск, и до конца войны не было зарегистрировано ни одного значительного перебоя в работе.
До конца 1941 года ГЭС выработала 55.3 млн киловатт-часов, а 15 января 1942 года был запущен в работу второй гидроагрегат.
Проектная отметка наполнения водохранилища была достигнута в августе 1943-го. За годы войны через Рыбинский шлюз прошло 29,9 тыс. судов, перевезено 6430 тыс. тонн грузов.
14 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся успехи и технические достижения по строительству гидроузлов на реке Волге» был награжден 161 человек, из них орденом «Знак Почета» — 70, медалью «За трудовую доблесть» — 36, медалью «За трудовое отличие» — 22. 33 человека были награждены орденом Трудового Красного Знамени, 40 работников станции были награждены орденами и медалями «За оборону Москвы». В этом же году указом Президиума Верховного Совета СССР за бесперебойное энергоснабжение Москвы в военное время коллективу Рыбинской ГЭС было передано на вечное хранение Красное Знамя Наркомата электростанций и ЦК профсоюза работников электротехнической промышленности. Эта награда бережно хранится в Музее гидроэнергетики на территории Угличской ГЭС.
Реконструкция Рыбинского моторостроительного завода, начавшаяся в ноябре 1940 года, шла под личным контролем Сталина. К началу войны завод выпускал 45 моторов в сутки. Двигатели устанавливали на самолеты Як-1, СБ, Пе-2.
Осенью 1941-го было принято решение об эвакуации завода в Уфу. Более 10 тысяч работников, все оборудование и 300 комплектов моторов организованно покинули Рыбинск в течение десяти дней. В тыл отправили более 3000 железнодорожных вагонов и 25 речных барж. При этом секретность эвакуации была столь высока, что немецкие бомбардировщики еще долгое время сбрасывали снаряды на пустые заводские корпуса. Более половины авиабомб, сброшенных на Ярославскую область за годы войны, упали на территорию завода в Рыбинске.
В Уфе в итоге начал работать новый моторостроительный завод, а в 1942 году часть специалистов и высококвалифицированных работников вернулась в родной город. И уже весной завод вновь заработал на родной территории.
В цехах трудились подростки, женщины, пенсионеры, вернувшиеся с фронта раненые, молодежь по комсомольскому призыву. Трудились без выходных, по 15-17 часов в день, а иногда и круглые сутки. Первое время здесь занимались ремонтом двигателей, побывавших на фронтах. А в конце 1944 года возобновилось серийное производство моторов для самолета Ли-2.
Вклад рыбинских моторостроителей в достижение Победы был отмечен высокими государственными наградами. В знак особых заслуг коллектива сотням работников завода первым в Ярославской области были вручены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Рыбинский завод дорожных машин начал выпуск военной продукции одним из первых. Предприятие производило несколько типов снарядов, мин и фугасные авиационные бомбы. Их выпустили 1 млн 122 тыс.
Рабочие завода самостоятельно изменяли технологию, оптимизируя производственные процессы. На заводе вводился строгий режим экономии в расходовании металла, топлива, электроэнергии, сырья. За счет этого был увеличен выпуск военной продукции при тех же материальных фондах и на тех же производственных площадях.
С завода на фронт ушли более четырехсот квалифицированных рабочих. На их место встали женщины и подростки.
В августе 1942 года в литейном цехе завода сложилось безвыходное положение. На срочный заказ для фронта не хватило стали и рабочих рук. Директор завода В.Ф. Дворядкин принимает решение о варке стали прямо на заводе. Была создана бригада, и за четыре дня решили проблему. В котельном цехе производились заготовка деталей, сборка бомб. В газете «Рыбинская правда» в 1944 году вышла статья «Новый вклад в дело Победы»:
«Рабочие освоили новый важный заказ, внеся вклад в дело Победы. В мирное время мы несколько месяцев готовились массово выпускать новую продукцию. Но теперь время не ждет. Инженеры и рабочие решили эту сложную задачу за 10 дней. Люди буквально не уходили из цеха, спешно разрабатывали новый техпроцесс, оснащали цех инструментами. Трудности преодолевали вагранщики Колесников, Иванов, Захаров и Самарин: они оборудовали обжигательный агрегат, работы приходилось вести внутри агрегата при горении и жаре. Культурную обстановку в работе создали стахановцы литейки, очистив территорию корпуса от завалов шлака».
Все военные годы завод дормашин не прекращал выпускать дорожную технику и создал 93 катка. Уже после войны они работали на строительстве Комсомольска-на-Амуре, канала Волга-Москва, Кузнецкого металлургического комбината. Страна восстанавливала рыбинскими катками разрушенные дороги, приводила себя в порядок.
В годы войны военную продукцию выпускали небольшие заводы и фабрики Рыбинска. Спичечная фабрика «Маяк», кроме своей основной продукции, выпускала запалы к бутылкам с зажигательной смесью для уничтожения танков. Продукция Рыбинского кожзавода шла на армейскую обувь. В особых условиях трудился коллектив рыбинского железнодорожного узла: когда враг наступал со всех сторон, Ярославская железная дорога была единственной, связывающей тыл с фронтом. Весь Рыбинск совершал трудовой подвиг, участвуя в производстве и отправке на фронт военной продукции. Как вспоминают ветераны, коллективы работали с полной самоотдачей, а главной мотивацией был лозунг: «Все для фронта! Все для Победы!»
Нынешнему поколению слабО.