Учиться в проверенном вузе, осваивать сразу несколько профессий, работать на новейшем оборудовании, иметь в наставниках специалистов высочайшего уровня и получать стипендию до 50 тысяч рублей с первого курса – все это доступно в Рыбинске для студентов РГАТУ имени П.А. Соловьева в рамках проекта «Крылья Ростеха».
В этом году в семействе «окрыленных» пополнение. В вузе открывается набор на новое направление «Инженер-исследователь». Подробности рассказал директор института авиационных технологий и инженерной физики, доктор технических наук, профессор Александр Гурьянов.
─ Александр Игоревич, расскажите, кто такой инженер-исследователь и чем он занимается?
─ Инженер-исследователь – это очень интересная профессия, которая крайне востребована, когда речь идет о создании чего-то нового – будь то двигатель, самолет, автомобиль, сотовый телефон или любое другое изделие. Это любознательные и творческие люди, обладающие гибким мышлением. Они формируют основу современной энергетики, авиации, космических технологий. Инженер-исследователь изучает различные физические явления и процессы, используя самые современные инструменты – компьютерное и экспериментальное моделирование.
─ Инженер-исследователь — это мужская профессия?
─ Нет, однозначно нет. Исследователями становятся люди, которым интересно изучение нового, кто хочет создавать и творить. Это творческая профессия, поэтому ее чаще выбирают девушки. Если провести статистику, то сегодня примерно 60% среди инженеров-исследователей — это девушки.
─ Как возникла идея создать в РГАТУ направление по подготовке инженеров-исследователей?
─ Образовательная программа по подготовке инженеров-исследователей родилась не на пустом месте. Больше 20 лет в нашем вузе успешно реализуется направление «Техническая физика». К слову, это первое направление, которое мы перевели в формат «бакалавриат плюс магистратура», когда эти формы только появились в нашей стране. В этом году вместе с нашим индустриальным партнером ПАО «ОДК-Сатурн» мы сделали программу более интересной и практикоориентированной. Теперь она стала частью проекта «Крылья Ростеха».
─ Что дает проект «Крылья Ростеха» будущим инженерам-исследователям?
─ Инженера-исследователя невозможно подготовить в классическом формате обучения, когда у нас есть учебники, стандартные задачи и можно посмотреть ответ или решение. Чтобы стать востребованным специалистом, нужно исследовать новое, поэтому наши ребята учатся в проектном формате, выполняя реальные задачи. С первого дня студенты становятся работниками высокотехнологичного предприятия, получают высокую стипендию и на выходе из университета кроме диплома они дополнительно приобретают опыт, стаж работы, профессиональные контакты и портфолио. Это позволяет им стать востребованными специалистами, обеспечить стабильный доход и иметь финансовую самостоятельность уже с первого курса.
─ Как будет проходить обучение?
─ Инженер-исследователь – это единственная в рамках «Крыльев Ростеха» образовательная программа, которая имеет магистратуру. Именно она дает возможность наполнить выпускника необходимыми компетенциями, чтобы выполнять исследования на мировом уровне. Мы подготовили шесть уникальных образовательных модулей. Кроме того, программа построена таким образом, что по мере движения по образовательному маршруту нарастает объем дисциплин на английском языке. Потому что исследователь мирового уровня – это специалист, который владеет информацией международных баз знаний.
─ Где будет проходить обучение?
─ В новых и современных образовательных пространствах – в дуальных лабораториях. Для инженеров-исследователей на территории рыбинского вуза мы создали научно-образовательные локации лабораторий компьютерного моделирования и современных физических экспериментов. Научно-производственные локации лабораторий находятся на территории индустриального партнера ПАО «ОДК-Сатурн» – это мощный вычислительный кластер и стенды для испытаний газотурбинных двигателей.
─ Какие дисциплины изучают будущие инженеры-исследователи?
─ Сегодня эта сфера неразрывно связана с развитием техники, современных технологий и компьютеров, поэтому инженер-исследователь помимо математики и физики должен разбираться в информационных технологиях и уметь работать с современными компьютерными программами для 3D-моделирования. Кроме того, сегодня крайне востребовано создание цифровых двойников технических объектов и систем. Для того чтобы инженер-исследователь освоил физические явления в комплексе, он будет изучать соответствующие дисциплины – «Физическое и компьютерное моделирование», «Промышленный дизайн», «Цифровые двойники технических систем», «Малоразмерные двигатели для беспилотных авиационных систем» и другие дисциплины.
─ Кто будет преподавать дисциплины?
─ Чтобы подготовить исследователей мирового уровня, мы должны собрать лучшие компетенции и дать возможность студенту общаться с крутыми исследователями. Поэтому преподаватели на курсе – это не те люди, которые готовят по учебникам, и не те, которые из года в год читают отработанный материал. Это те преподаватели, которые сами являются исследователями, сами выполняют научные разработки и реальные проекты, проводят научные исследования, получают и успешно реализуют гранты. Это команда специалистов из рыбинского университета, вузов-партнеров и ведущих исследователей «ОДК-Сатурн». Например, физику и информатику будут читать преподаватели Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, а компьютерное моделирование на суперкомпьютерах – специалисты из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
─ Кем работают выпускники?
─ Наши выпускники имеют возможность занимать такие интересные позиции, как инженер-исследователь, ведущий разработчик, руководитель исследовательской лаборатории, менеджер проектов, технический директор, главный научный сотрудник. Инженер-исследователь это универсальный специалист – вся техника, которая создается, проходит путь от идеи и разработки до серийного производства и содержит в себе труд инженеров-исследователей. Инженеры-исследователи – это максимально широкая специализация, но в рамках «Крыльев Ростеха» студенты сосредоточены на исследовании рабочих процессов газотурбинных двигателей и их совершенствовании. Получив профессию «инженер-исследователь», можно стать высококлассным специалистом в области газотурбостроения мирового уровня.