Речь идет о сохранении и развитии предприятия «Рыбинскэлектротранс»
16 мая в Муниципальном Совете Рыбинска состоялась встреча депутатов, представителей городской администрации с руководством компании «Рыбинскэлектротранс». Обсуждали будущее одного из крупнейших городских перевозчиков.
В 2024 года «РЭТ» планировал получить 36 новеньких троллейбусов прямиком с конвейера завода «Транс-Альфа» и, таким образом, практически полностью обновить свой подвижной состав. Уже с сентября рыбинцы могли бы ездить на чистом, современном, экологичном городском транспорте. Однако пока этого не случилось. Рассказываем, почему, и есть ли выходы из ситуации.
Убытки против развития
Преобразования рыбинского электротранспорта необходимы – об этом отлично знают и пассажиры, и водители, и руководство предприятия. Сейчас на маршруты выходит старая, изношенная техника. Последний раз значительное обновление подвижного состава в «РЭТ» было более десяти лет назад, в 2012 году. Среди значимых приобретений последних лет – только два электробуса. Причина медленной замены машин, как объясняет руководство компании, в огромных убытках, образовавшихся из-за ковидных ограничений в 2020 году – более 100 миллионов рублей.
— Вологодский собственник — завод «Транс-Альфа» их покрыл, и даже в таких тяжелых условиях коллектив был сохранен. Тем не менее, убытки не позволили обновить подвижной состав, — поясняет председатель правления АО «Рыбинскэлектротранс» Павел Видякин.
Брутто вместо нетто
Сейчас возможность приобрести для Рыбинска новые троллейбусы вновь появилась. Однако реализация крупного инвестпроекта поставлена под вопрос. Осуществить свои планы троллейбусники могут лишь при одном условии – если предприятие войдет в транспортную реформу, которую проводит Ярославская область.
Планировалось, что в 2024 году реформа охватит не только автобусные перевозки, но и электротранспорт. И троллейбусники (как это с мая сделали большинство автоперевозчиков Рыбинска) тоже перейдут с нетто-контрактов на брутто, когда транспортные услуги оплачивают не из расчета количества поездок, совершенных пассажирами, а по фиксированной ставке за количество пройденных километров. При этом прибыль, полученная от платы за проезд, переходит в бюджет региона.
— Переход на брутто-контракты позволит нам на 90% обновить подвижной состав. Завод планировал поставить в Рыбинск 36 новых троллейбусов до сентября 2024 года. Это машины с увеличенным автономным ходом, способные отклоняться от контактной сети в пределах 10-15 км, — поясняет председатель правления АО «Рыбинскэлектротранс» Павел Видякин.
Если же перейти на брутто-контракты не получится, то максимум, что сможет сделать предприятие, это провести реновацию старых машин — установить на них новые тяговые батареи. При этом темпы преобразований будут не велики: 2-3 машины в год. Безусловно, такая перспектива менее привлекательная как для перевозчика, так и для пассажиров – жителей Рыбинска.
Город включается в диалог
Почему до сих пор регион не объявляет аукционы по брутто-контрактам для электротранспорта в Рыбинске? Камень преткновения – стоимость брутто-километра. Переговоры по этому вопросу несколько месяцев ведут «РЭТ» и «Организатор перевозок Ярославской области».
Троллейбусники рассчитывают свою рентабельность, регион тоже хочет заработать на транспортной реформе. Стороны стремятся выйти на взаимовыгодные условия сотрудничества, но пока договоренности достичь не удалось.
— Мы готовы обсуждать с областью параметры брутто-контрактов, в том числе стоимость километра. На сегодняшний день прийти к единому мнению с региональными властями у нас не получается, — уточняет Видякин.
Переговоры сторон продолжаются. Город тоже старается занять активную позицию. Алишер Рустамов, замглавы Рыбинска по архитектуре и градостроительству, подчеркивает:
— Несмотря на то, что полномочия по пассажирским перевозкам забрал регион, и он диктует условия, мы не остаемся в стороне. Рыбинск заинтересован в современных троллейбусах, в качественной работе общественного транспорта. Поддержка депутатов в решении вопроса с рыбинскими троллейбусами необходима.
Депутаты единогласны в своем мнении: все хотят сохранить для Рыбинска электротранспортное предприятие.
— Троллейбусы – экологичный вид транспорта. Его социальная значимость для города очень высока, — говорит председатель Муниципального Совета Светлана Кочегарова. — Мы понимаем, в чем можем посодействовать. И мы займем активную позицию в общении с региональными властями.
Депутаты намерены включиться в обсуждение вопросов по вхождению «РЭТ» в транспортную реформу с представителями «Организатора перевозок Ярославской области», представить свои предложения и замечания. Встречу запланировали на начало июня.
Хозяин Рыбинскэлектротранс — молодец!!! Он все мнит себя особенным монополистом, хотя обычный перевозчик. Убил уже вологодское троллейбусное и все из-за непомерных амбиций и хотелок…. Я как предприниматель хочу как он: ты деньги плати за троллейбусы мне и моему заводу. Я сдеру с парка за троллейбусы, обеспеча завод деньгами. Вернее, себя. В итоге, и деньги и подвижной состав будет моим. А если еще и опоры!! Так вообще все хорошо. 70 млн в гол и это по миниму. И опоры его. За экологию)
РЭТ надо банкротить и передавать в собственность области иначе РЭТу кирдык.